Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Приказано снизить: цены на бензин перевели на ручное управление

Приказано снизить: цены на бензин перевели на ручное управление

Нефтяные компании снизили оптовые цены на топливо после того, как правительство недвусмысленно пригрозило повысить экспортные пошлины на нефть. Представитель вице-премьера Дмитрия Козака Илья Джус заявил сегодня о том, что участники рынка выполнили условие соглашения с правительством. «По результатам состоявшегося 31 октября совещания в правительстве российские вертикально-интегрированные нефтяные компании и независимые нефтеперерабатывающие заводы по состоянию на 1 ноября выполнили достигнутые договоренности по снижению оптовых цен на бензины и дизельное топливо», — сообщил Илья Джус. Ранее представители российских нефтяных компаний заявляли в правительстве о том, что они считают невозможным уже сейчас сдерживать цены на автозаправочных станциях.

По словам представителя вице-премьера, крупнейшие нефтяные компании подпишут соглашения с правительством, которые юридически зафиксируют данные договоренности.

«Предпринятые правительством меры на сегодняшний день позволят избежать ценовых скачков в оптовом и розничном сегментах рынка моторного топлива», — добавил Илья Джус.

Сам Дмитрий Козак говорил вчера, что цены на топливо будут удерживаться на уровне конца мая-начала июня до конца 2018 года, а с 2019 года — исходя из индексации на уровень среднегодовой инфляции.

«Нынешняя ситуация показывает, что мы делаем еще один шаг от рынка к государственному регулированию цен на топливо, — считает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков. — Безусловно, цены на бензин и дизель — вещь политическая, так как может спровоцировать социальные волнения, что и показала ситуация мая нынешнего года. Однако у государства достаточно инструментов, чтобы сдерживать рост цен без прямого вмешательства в деятельность компаний. Можно понизить акциз на топливо, регулировать курс рубля по отношению к доллару и т. д. Но правительство предпочло довольно прямолинейный метод: пусть нефтяники просто поменяют ценники на заправках и независимым АЗС продают топливо по таким же ценам, как своим заправкам. Такой подход уже демонстрировал помощник президента Белоусов, металлургам и химическим компаниям предложили поделиться с государством сверхприбылью, полученной на внешних рынках, благодаря удачной конъюнктуре».

Ручное управление ценам на бензин ударит по производителям, но все будет зависеть от того, какую долю в их выручке занимает экспорт, а какую — реализация на внутреннем рынке, считает эксперт-аналитик АО «ФИНАМ» Алексей Калачев. «Центру энергетической экспертизы» он рассказал, что, например, у «Роснефти», крупнейшего оператора рынка, по данным полугодовой отчетности, 43,5% выручки приносит экспорт сырой нефти, 30,5% - экспорт нефтепродуктов, и только 20,1% - реализация нефтепродуктов на внутреннем рынке. «Не случайно компания первой согласилась на условия правительства — она может позволить себе субсидировать переработку нефти на своих НПЗ для внутреннего рынка за счет экспортной выручки, пока нефть стоит дорого, а рубль дешев. Доля независимых нефтяных компаний за пределами крупных холдингов не так велика, и, возможно, про них просто забыли», — отметил эксперт.

«Вертикально интегрированные нефтяные компании, в первую очередь, будут выполнять обязательства по поставкам объемов нефтепродуктов на свои автозаправки. Независимые производители будут получать топливо по остаточному принципу. Кто-то из независимых поставщиков будет вынужден сворачивать операции, а некоторые могут даже покинуть рынок. Таковы, видимо, издержки налоговых маневров, которые чем-то напоминают боевые действия, — считает начальник аналитического отдела ИК „Церих Кэпитал Менеджмент“ Николай Подлевских. - Суворов говорил, что пока идет бой, выручать нужно, в первую очередь, здоровых, а затем можно будет позаботиться и о раненых. Вот и наши стратеги, видимо, планируют латать обветшавшую рыночную ткань уже после — по окончании налоговых маневров».

Игорь Юшков отмечает, что аргументы о том, что рост цен на топливо имеет под собой реальные основания, правительство слышать не пожелало. «В результате заключенное соглашение не является решением проблемы, это лишь отсрочка. Вероятно к новому году мы увидим аналогичное заседание, где правительство и нефтяники будут решать как жить в новом году, когда вырастит НДС, НДПИ и акциз. Если кабинет министров будет продавливать свою позицию: работайте в убыток, тогда можно прогнозировать появление дефицита топлива на внутреннем рынке», — сказал ведущий аналитик ФНЭБ.

С ним согласен и Николай Подлевских. «Обязательства нефтяных компаний будут уводить ситуацию от рыночного равновесия. Будет возникать в начале скрытый, а затем и явный дефицит топлива на рынке, — отметил он. — В результате накопятся дисбалансы, в том числе такие, которые могут разрушать сложившуюся инфраструктуру поставок топлива потребителю, повышению ее монополизма. В перспективе возникающие перекосы заложат потенциал ускоренного роста цен на топливо на розничном рынке».

Опасность перехода к административному регулированию рынка топлива состоит в том, что, вступив на этот путь, с него будет трудно сойти, замечает эксперт-аналитик АО «ФИНАМ» Алексей Калачев. Он отмечает, что правительству придется учитывать вероятность взрывного роста цен. «Не исключено, что регулирование в ручном режиме будет продолжено, но цены будут повышены хотя бы на уровень инфляции, как это делает ФАС для тарифов естественных монополий», — подытожил эксперт.

Ранее, как писало EADaily, эксперты прогнозировали, что цены на моторное топливо могут вырасти на 2−3 рубля в этом году и на 5 рублей — в следующем. В правительстве прогнозировали рост не выше темпов инфляции — 4−5%.

Источник: EADaily, 02.11.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики