Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия договорилась с Китаем о "разумной экспансии" уникальных технологий в атомной энергетике

Россия договорилась с Китаем о "разумной экспансии" уникальных технологий в атомной энергетике

Сотрудничество с Китаем в сфере атомной энергетики, в том числе по реактору на быстрых нейтронах, нужно России, однако важно не допустить, чтобы технологии ушли к китайцам. Об этом рассказал эксперт ФБА "Экономика сегодня" Станислав Митрахович.

Россия и Китай будут сотрудничать в создании новых блоков для Тяньваньской АЭС, а также китайского демонстрационного ядерного реактора на быстрых нейтронах CFR600. Контакты были подписаны накануне на полях выставки China International Import Expo в Шанхае. 

Соглашения заключены между структурами "Росатома") и предприятиями корпорации CNNC. Ранее, летом, были подписаны межправительственный протокол и рамочный контракт на строительство с участием России четвертой очереди (энергоблоков №7 и 8) Тяньваньской АЭС. Пуск блока №7 запланирован на 2026 год, блока №8 — на 2027 год.

Реакторы на быстрых нейтронах, как планируется, должны сыграть значительную роль в развитии атомной энергетики Китая. В прошлом году Пекин обратился к Москве с инициативой о сотрудничестве в сооружении на территории Китая демонстрационного реактора на быстрых нейтронах CFR-600. 

Россия является мировым лидером в технологиях строительства реакторов на быстрых нейтронах. Кроме того, у РФ уникальная, единственная действующая в мире экспериментальная база для проведения исследований в обоснование надежности и безопасности проектов "быстрых" реакторов.

Ряд аспектов

Есть несколько аспектов сотрудничества РФ и Китая в сфере атомной энергетики, говорит ведущий эксперт Фонда Национальной энергетической безопасности и финансового университета РФ Станислав Митрахович.

"Первый аспект  - это строительство Тяньваньской АЭС, второй - технологический прогресс, в частности, реактор на быстрых нейтронах. Такие реакторы нужны для того, чтобы дожигать обычное топливо, прежде используемое на обычных реакторах. Тем самым увеличивается экономическая эффективность и проблема отходов - их становится меньше", - сказал эксперт ФБА "Экономика сегодня".

Кстати, у стран уже есть опыт партнерства по реакторам на быстрых нейтронах. В Китайском институте атомной энергии с участием РФ был построен и в 2010 году пущен реактор CEFR (The China Experimental Fast Reactor) — экспериментальный реактор на быстрых нейтронах с жидкометаллическим натриевым теплоносителем тепловой мощностью 65 мегаватт и электрической мощностью 20 мегаватт.

Между Сциллой и Харибдой

Россия - одна из стран, которые разрабатывают такие реакторы, отмечает Митрахович. Китайцы, конечно, хотели бы получить подобные технологии, и тут важно соблюдать баланс. С одной стороны, России необходимо стимулировать высокотехнологичный экспорт, в том числе в сфере атома, с другой, нельзя допускать, чтобы китайцы скопировали технологии.

"За этим нужно следить, в противном случае мы можем потерять многочисленные выгодные компетенции, которые у нас есть и которые нас отличают от других. Поэтому здесь нам важно соблюсти баланс, пройти, что называется, между Сциллой и Харибдой", - пояснил Станислав Митрахович

Удобный партнер

Китай - страна, которая нуждается в электроэнергии, нуждается в атомных электростанциях и хочет получить собственные технологии. Россия в этом плане для Китая очень удобный партнер - мы готовы строить, сотрудничать, в том числе по технологиям, говорит эксперт. 

"Надо понимать, что ни одна атомная страна не может развиваться только внутри себя, конечно, нам нужны внешние проекты. Поэтому у нас есть проекты и в Индии, и в Египте, и в Китае. То есть сама по себе экспансия разумна", - сказал Митрахович, повторив, что в случае с Китаем "нужно держать ухо востро".

Кстати, в сентябре Wall Street Journal сообщило, что соглашение, заключенное между США и КНР в середине 80-х, дает Вашингтону право требовать от Пекина прекращения импорта французских и российских технологий в сфере атомной энергетики. 

Автор: Игорь Скрыпач 

Источник: Экономика сегодня, 06.11.2018


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики