Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия договорилась с Китаем о "разумной экспансии" уникальных технологий в атомной энергетике

Россия договорилась с Китаем о "разумной экспансии" уникальных технологий в атомной энергетике

Сотрудничество с Китаем в сфере атомной энергетики, в том числе по реактору на быстрых нейтронах, нужно России, однако важно не допустить, чтобы технологии ушли к китайцам. Об этом рассказал эксперт ФБА "Экономика сегодня" Станислав Митрахович.

Россия и Китай будут сотрудничать в создании новых блоков для Тяньваньской АЭС, а также китайского демонстрационного ядерного реактора на быстрых нейтронах CFR600. Контакты были подписаны накануне на полях выставки China International Import Expo в Шанхае. 

Соглашения заключены между структурами "Росатома") и предприятиями корпорации CNNC. Ранее, летом, были подписаны межправительственный протокол и рамочный контракт на строительство с участием России четвертой очереди (энергоблоков №7 и 8) Тяньваньской АЭС. Пуск блока №7 запланирован на 2026 год, блока №8 — на 2027 год.

Реакторы на быстрых нейтронах, как планируется, должны сыграть значительную роль в развитии атомной энергетики Китая. В прошлом году Пекин обратился к Москве с инициативой о сотрудничестве в сооружении на территории Китая демонстрационного реактора на быстрых нейтронах CFR-600. 

Россия является мировым лидером в технологиях строительства реакторов на быстрых нейтронах. Кроме того, у РФ уникальная, единственная действующая в мире экспериментальная база для проведения исследований в обоснование надежности и безопасности проектов "быстрых" реакторов.

Ряд аспектов

Есть несколько аспектов сотрудничества РФ и Китая в сфере атомной энергетики, говорит ведущий эксперт Фонда Национальной энергетической безопасности и финансового университета РФ Станислав Митрахович.

"Первый аспект  - это строительство Тяньваньской АЭС, второй - технологический прогресс, в частности, реактор на быстрых нейтронах. Такие реакторы нужны для того, чтобы дожигать обычное топливо, прежде используемое на обычных реакторах. Тем самым увеличивается экономическая эффективность и проблема отходов - их становится меньше", - сказал эксперт ФБА "Экономика сегодня".

Кстати, у стран уже есть опыт партнерства по реакторам на быстрых нейтронах. В Китайском институте атомной энергии с участием РФ был построен и в 2010 году пущен реактор CEFR (The China Experimental Fast Reactor) — экспериментальный реактор на быстрых нейтронах с жидкометаллическим натриевым теплоносителем тепловой мощностью 65 мегаватт и электрической мощностью 20 мегаватт.

Между Сциллой и Харибдой

Россия - одна из стран, которые разрабатывают такие реакторы, отмечает Митрахович. Китайцы, конечно, хотели бы получить подобные технологии, и тут важно соблюдать баланс. С одной стороны, России необходимо стимулировать высокотехнологичный экспорт, в том числе в сфере атома, с другой, нельзя допускать, чтобы китайцы скопировали технологии.

"За этим нужно следить, в противном случае мы можем потерять многочисленные выгодные компетенции, которые у нас есть и которые нас отличают от других. Поэтому здесь нам важно соблюсти баланс, пройти, что называется, между Сциллой и Харибдой", - пояснил Станислав Митрахович

Удобный партнер

Китай - страна, которая нуждается в электроэнергии, нуждается в атомных электростанциях и хочет получить собственные технологии. Россия в этом плане для Китая очень удобный партнер - мы готовы строить, сотрудничать, в том числе по технологиям, говорит эксперт. 

"Надо понимать, что ни одна атомная страна не может развиваться только внутри себя, конечно, нам нужны внешние проекты. Поэтому у нас есть проекты и в Индии, и в Египте, и в Китае. То есть сама по себе экспансия разумна", - сказал Митрахович, повторив, что в случае с Китаем "нужно держать ухо востро".

Кстати, в сентябре Wall Street Journal сообщило, что соглашение, заключенное между США и КНР в середине 80-х, дает Вашингтону право требовать от Пекина прекращения импорта французских и российских технологий в сфере атомной энергетики. 

Автор: Игорь Скрыпач 

Источник: Экономика сегодня, 06.11.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики