Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Диктатура государства. Чем закончится топливная драма

Диктатура государства. Чем закончится топливная драма

Нефтекомпании не станут рисковать экспортным бизнесом: иначе их ожидает совсем другой уровень потенциальных потерь, если государство введет заградительные экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты

Драма, развернувшаяся на российском топливном рынке и длящаяся более полугода, завершена. Или как минимум поставлена на паузу. 29 октября премьер-министр Дмитрий Медведев поставил ультиматум нефтяным компаниям о введении заградительных экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты в случае, если с их стороны не последуют шаги по сдерживанию цен на моторное топливо в стране. Ультиматум всерьез напугал поставщиков горючего. Буквально через день, 31 октября, на совещании кабмина глава правительства продублировал свой посыл нефтяной отрасли и поинтересовался, есть ли решения.

Ответ не заставил себя ждать. Уже вечером вице-премьер Дмитрий Козак провел совещание с руководителями нефтяных компаний, итогом которого стал консенсус. Сторонам удалось договориться о фиксации оптовых цен на бензин и дизельное топливо на уровне июня до конца 2018 года. «Стороны договорились о том, чтобы все вертикально интегрированные компании, а также все независимые нефтеперерабатывающие заводы приняли на себя обязательства по поставкам бензина и дизеля в объемах, которые зафиксированы по состоянию на соответствующий месяц 2017 года, плюс 3%. А оптовые цены должны быть зафиксированы на июнь 2018 года. Мы зафиксировали оптовые цены, они взяли на себя обязательства», — подытожил он.

Соглашение начинает работать с 1 ноября, срок его действия — до 31 марта 2019 года. При необходимости оно может быть продлено. При этом акцизы на топливо в следующем году будут расти, согласно плану. 

Эта удивительная история примечательна несколькими противоречиями. Во-первых, сложившаяся ситуация вызвана преимущественно несовершенством трансформации фискальной системы для нефтяной отрасли. Так называемый принятый к реализации налоговый маневр был всецело согласован с нефтекомпаниями: принципиально одобрены его ключевые параметры — обнуление экспортных пошлин на нефть и производные в период до 2024 года с индексацией акцизов и синхронным ростом ставок налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

Было понимание, что всех все в целом устраивает. Учитывался и тот факт, что затеянная фискальная реформа серьезно подрывает потенциал развития сегмента нефтепереработки. Отсюда внедрение компенсационных механизмов, которые усложняются чуть ли не в еженедельном режиме. И хотя нефтяники выбивают себе некоторые бонусы, но их все равно недостаточно, чтобы выстраивать сбалансированную политику по обеспечению страны топливом (ведь все больше продукции уходит за периметр, где продавать выгоднее). Это в принципе признают регуляторы — в частности, Минфин и Минэнерго. То есть в фискальном поле все равно наступят перемены — базис «маневра» будет меняться, так как ни у кого нет четкого понимания конъюнктуры на мировых рынках «черного золота» на горизонте грядущих пяти лет. Всплески же волатильности на мировых площадках будут провоцировать к пересмотру налоговой модели.

Во-вторых, весьма любопытно, что речь идет именно об оптовых котировках, а не розничных (что практиковалось при прежних мораториях). В этом новация. Но если в контрактных поставках ценники на моторное топливо предстоит заморозить как минимум на I квартал 2019 года, то как быть биржевой составляющей продаж? Ручной режим регулирования и биржа — понятия взаимоисключающие. И в этом курьез — ведь государственный диктат цен противоречит самой сути биржи. Но в то же время власти давно и неустанно стремятся стимулировать развитие биржевой торговли нефтепродуктами. В этом свете контрход на уничтожение задатков рынка несколько неожиданный. Биржа в некоторой мере оттеняла лютую (в понимании потребителя) олигополитическую среду нефтепродуктового сегмента.

Сработает ли сама договоренность? Скорее всего — да. Рисковать экспортным бизнесом нефтекомпании не станут, иначе их ожидает совсем другой уровень потенциальных потерь, если последуют ограничения. Важна и объявленная коллегиальная ответственность за исполнение соглашения. Здесь все как в строке из небезызвестной песни «скованные одной цепью»: оступится один игрок, потянет за собой всех. Власть же, в случае срыва ценового моратория, несомненно, пойдет на внедрение заградительных пошлин. 

Автор: Александр Пасечник, руководитель аналитического управления ФНЭБ

Опубликовано: Forbes.Ru, 05.11.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики