Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Создаст ли проблемы "Газпрому" запрет на получение доходов от "Северного потока"

Создаст ли проблемы "Газпрому" запрет на получение доходов от "Северного потока"

Суд в Швейцарии запретил Nord Stream AG и Nord Stream 2 AG осуществлять любые выплаты «Газпрому» в рамках обеспечительных мер по иску «Нафтогаза», сообщили 10 ноября в российской компании.

Из того, что заявлено, у меня сложилось ощущение, что на строительство газопровода это никак не повлияет. Говоря о Nord Stream 2, речь идет о запрете на выплаты дивидендов «Газпрому» от проекта «Северный поток — 2», а там сейчас идет фаза инвестиций, так что дивидендов пока в принципе нет. В данном случае это чисто формальное решение. 

Что касается Nord Stream — оператора первого «Северного потока», — то тут дивиденды составляют сотни миллионов евро в год, но это не такое критичное решение, если сравнить с тем, что требует «Нафтогаз» украинский — чтобы активы были арестованы и переданы ему. Тем более, дивиденды не изымаются, они идут на специальный счет, который контролируют приставы, и потом их могут вернуть, а с точки зрения операционной деятельности это ни на что не влияет.

Сложно сказать, как будет дальше развиваться это дело. Мы уже столкнулись с решением стокгольмского арбитража, которое было достаточно слабо обосновано с юридической точки зрения и противоречивым. Рассмотрение дела в арбитраже продолжается, «Газпром» предыдущее решение обжаловал, посмотрим.

Конечно, сложившаяся ситуация не укрепляет энергетическую безопасность Европы, потому что риски, связанные с украинским транзитом, усиливаются. Мы видим, что украинская сторона не собирается конструктивно договариваться даже в рамках четырехсторонних консультаций по соглашению на транзит после 2019 года. Они все время говорят о «плане Б», который означает, что они останутся без транзита и бросят все усилия на то, чтобы взыскивать активы «Газпрома» в Европе. Такая позиция украинской может создать много проблем.

Автор: Алексей Гривач, заместитель гендиректора ФНЭБ по газовым проектам
 
Опублимковано: RNS, 12.11.2018

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики