Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Когда доходы превыше всего

Когда доходы превыше всего

Если в приоритете у правительства наполнение бюджета, то на сложные решения проблемы роста цен на топливо у него нет времени

Найденное правительством решение проблемы роста цен на топливо на внутреннем рынке на самом деле очень ярко демонстрирует общие цели действий кабинета министров, а также те методы, которые ему приходится использовать. Задача номер один – сбор денег в казну. Этому подчинены все усилия. Дальше уже можно обсуждать, на что лучше потратить собранное. Но главное – деньги нужно найти любой ценой.

Самый очевидный способ решить проблему роста цен – отказаться от роста акцизов и фискальной нагрузки на нефтянку. Но кабмин такой вариант отверг решительно. Налоги должны продолжать расти. Доля различных налогов в литре бензина выросла, по нашим оценкам, с примерно 65% в 2012 г. до примерно 80% в текущем.

Одна из важнейших причин роста цен на топливо – девальвация рубля, впервые пришедшаяся на рост мировых цен на нефть, имеет ту же природу. Этот нехитрый фокус позволил кабмину тут же сделать бюджет профицитным (допдоходы федерального бюджета в 2018 г. ожидаются в размере 1,8 трлн руб., 85% из которых нефтегазовые), а нефтяников заставил подсчитывать недополученную прибыль при отказе от экспорта в пользу внутреннего рынка. 

Да и шумно обсуждаемая демпфирующая выплата из этой же оперы. Государство пошло на очень сложную схему частичной компенсации с нового года нефтяникам разницы между экспортными ценами и внутренним рынком, хотя могло бы банально снизить акцизы – а региональные дорожные фонды наполнить из другого источника. Но нет. Налоги сегодня – это главное.

Отсюда вытекают и методы. Если в приоритете наполнение бюджета, то у правительства просто нет времени на сложное решение проблем. В высоких ценах на топливо виноваты не только высокие налоги, но и олигопольная структура отрасли. Обсуждение ситуации последние месяцы шло по линии взаимных обвинений вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) и независимых заправщиков. Однако главная проблема – в дефиците не независимых заправок, а независимых переработчиков. Но их создание очень непростой и долгий путь. Кабмин, возможно, даже хочет пойти по этому пути, но не располагает временным ресурсом. Поэтому выбирает ровно противоположное. Концентрация активов в нефтяной отрасли только растет, а налоговый маневр больнее всего ударил именно по сегменту нефтепереработки. Кабмин открыто говорит, что ВИНК неплохо заработали на девальвации и должны компенсировать убытки переработки за счет добычи. А что делать независимым? Вообще не ясно.

В итоге придумали самое простое решение: де-факто ввели государственное регулирование цен. При этом кабмин с удивительным упорством отказывается это признавать и даже говорит о необходимости развития рыночных инструментов вроде биржевой торговли. Хотя какая может быть биржевая торговля, если у вас почти нет независимой переработки, а цены на топливо теперь вообще фиксированы? Но, судя по всему, в душе многие члены правительства все же за свободный рынок, просто обстоятельства строить его не позволяют. Что ж, спасибо хотя бы за это.

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ

Опубликовано: Ведомости, 05.11.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики