Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Когда доходы превыше всего

Когда доходы превыше всего

Если в приоритете у правительства наполнение бюджета, то на сложные решения проблемы роста цен на топливо у него нет времени

Найденное правительством решение проблемы роста цен на топливо на внутреннем рынке на самом деле очень ярко демонстрирует общие цели действий кабинета министров, а также те методы, которые ему приходится использовать. Задача номер один – сбор денег в казну. Этому подчинены все усилия. Дальше уже можно обсуждать, на что лучше потратить собранное. Но главное – деньги нужно найти любой ценой.

Самый очевидный способ решить проблему роста цен – отказаться от роста акцизов и фискальной нагрузки на нефтянку. Но кабмин такой вариант отверг решительно. Налоги должны продолжать расти. Доля различных налогов в литре бензина выросла, по нашим оценкам, с примерно 65% в 2012 г. до примерно 80% в текущем.

Одна из важнейших причин роста цен на топливо – девальвация рубля, впервые пришедшаяся на рост мировых цен на нефть, имеет ту же природу. Этот нехитрый фокус позволил кабмину тут же сделать бюджет профицитным (допдоходы федерального бюджета в 2018 г. ожидаются в размере 1,8 трлн руб., 85% из которых нефтегазовые), а нефтяников заставил подсчитывать недополученную прибыль при отказе от экспорта в пользу внутреннего рынка. 

Да и шумно обсуждаемая демпфирующая выплата из этой же оперы. Государство пошло на очень сложную схему частичной компенсации с нового года нефтяникам разницы между экспортными ценами и внутренним рынком, хотя могло бы банально снизить акцизы – а региональные дорожные фонды наполнить из другого источника. Но нет. Налоги сегодня – это главное.

Отсюда вытекают и методы. Если в приоритете наполнение бюджета, то у правительства просто нет времени на сложное решение проблем. В высоких ценах на топливо виноваты не только высокие налоги, но и олигопольная структура отрасли. Обсуждение ситуации последние месяцы шло по линии взаимных обвинений вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) и независимых заправщиков. Однако главная проблема – в дефиците не независимых заправок, а независимых переработчиков. Но их создание очень непростой и долгий путь. Кабмин, возможно, даже хочет пойти по этому пути, но не располагает временным ресурсом. Поэтому выбирает ровно противоположное. Концентрация активов в нефтяной отрасли только растет, а налоговый маневр больнее всего ударил именно по сегменту нефтепереработки. Кабмин открыто говорит, что ВИНК неплохо заработали на девальвации и должны компенсировать убытки переработки за счет добычи. А что делать независимым? Вообще не ясно.

В итоге придумали самое простое решение: де-факто ввели государственное регулирование цен. При этом кабмин с удивительным упорством отказывается это признавать и даже говорит о необходимости развития рыночных инструментов вроде биржевой торговли. Хотя какая может быть биржевая торговля, если у вас почти нет независимой переработки, а цены на топливо теперь вообще фиксированы? Но, судя по всему, в душе многие члены правительства все же за свободный рынок, просто обстоятельства строить его не позволяют. Что ж, спасибо хотя бы за это.

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ

Опубликовано: Ведомости, 05.11.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики