Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Когда доходы превыше всего

Когда доходы превыше всего

Если в приоритете у правительства наполнение бюджета, то на сложные решения проблемы роста цен на топливо у него нет времени

Найденное правительством решение проблемы роста цен на топливо на внутреннем рынке на самом деле очень ярко демонстрирует общие цели действий кабинета министров, а также те методы, которые ему приходится использовать. Задача номер один – сбор денег в казну. Этому подчинены все усилия. Дальше уже можно обсуждать, на что лучше потратить собранное. Но главное – деньги нужно найти любой ценой.

Самый очевидный способ решить проблему роста цен – отказаться от роста акцизов и фискальной нагрузки на нефтянку. Но кабмин такой вариант отверг решительно. Налоги должны продолжать расти. Доля различных налогов в литре бензина выросла, по нашим оценкам, с примерно 65% в 2012 г. до примерно 80% в текущем.

Одна из важнейших причин роста цен на топливо – девальвация рубля, впервые пришедшаяся на рост мировых цен на нефть, имеет ту же природу. Этот нехитрый фокус позволил кабмину тут же сделать бюджет профицитным (допдоходы федерального бюджета в 2018 г. ожидаются в размере 1,8 трлн руб., 85% из которых нефтегазовые), а нефтяников заставил подсчитывать недополученную прибыль при отказе от экспорта в пользу внутреннего рынка. 

Да и шумно обсуждаемая демпфирующая выплата из этой же оперы. Государство пошло на очень сложную схему частичной компенсации с нового года нефтяникам разницы между экспортными ценами и внутренним рынком, хотя могло бы банально снизить акцизы – а региональные дорожные фонды наполнить из другого источника. Но нет. Налоги сегодня – это главное.

Отсюда вытекают и методы. Если в приоритете наполнение бюджета, то у правительства просто нет времени на сложное решение проблем. В высоких ценах на топливо виноваты не только высокие налоги, но и олигопольная структура отрасли. Обсуждение ситуации последние месяцы шло по линии взаимных обвинений вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) и независимых заправщиков. Однако главная проблема – в дефиците не независимых заправок, а независимых переработчиков. Но их создание очень непростой и долгий путь. Кабмин, возможно, даже хочет пойти по этому пути, но не располагает временным ресурсом. Поэтому выбирает ровно противоположное. Концентрация активов в нефтяной отрасли только растет, а налоговый маневр больнее всего ударил именно по сегменту нефтепереработки. Кабмин открыто говорит, что ВИНК неплохо заработали на девальвации и должны компенсировать убытки переработки за счет добычи. А что делать независимым? Вообще не ясно.

В итоге придумали самое простое решение: де-факто ввели государственное регулирование цен. При этом кабмин с удивительным упорством отказывается это признавать и даже говорит о необходимости развития рыночных инструментов вроде биржевой торговли. Хотя какая может быть биржевая торговля, если у вас почти нет независимой переработки, а цены на топливо теперь вообще фиксированы? Но, судя по всему, в душе многие члены правительства все же за свободный рынок, просто обстоятельства строить его не позволяют. Что ж, спасибо хотя бы за это.

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ

Опубликовано: Ведомости, 05.11.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики