Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Когда доходы превыше всего

Когда доходы превыше всего

Если в приоритете у правительства наполнение бюджета, то на сложные решения проблемы роста цен на топливо у него нет времени

Найденное правительством решение проблемы роста цен на топливо на внутреннем рынке на самом деле очень ярко демонстрирует общие цели действий кабинета министров, а также те методы, которые ему приходится использовать. Задача номер один – сбор денег в казну. Этому подчинены все усилия. Дальше уже можно обсуждать, на что лучше потратить собранное. Но главное – деньги нужно найти любой ценой.

Самый очевидный способ решить проблему роста цен – отказаться от роста акцизов и фискальной нагрузки на нефтянку. Но кабмин такой вариант отверг решительно. Налоги должны продолжать расти. Доля различных налогов в литре бензина выросла, по нашим оценкам, с примерно 65% в 2012 г. до примерно 80% в текущем.

Одна из важнейших причин роста цен на топливо – девальвация рубля, впервые пришедшаяся на рост мировых цен на нефть, имеет ту же природу. Этот нехитрый фокус позволил кабмину тут же сделать бюджет профицитным (допдоходы федерального бюджета в 2018 г. ожидаются в размере 1,8 трлн руб., 85% из которых нефтегазовые), а нефтяников заставил подсчитывать недополученную прибыль при отказе от экспорта в пользу внутреннего рынка. 

Да и шумно обсуждаемая демпфирующая выплата из этой же оперы. Государство пошло на очень сложную схему частичной компенсации с нового года нефтяникам разницы между экспортными ценами и внутренним рынком, хотя могло бы банально снизить акцизы – а региональные дорожные фонды наполнить из другого источника. Но нет. Налоги сегодня – это главное.

Отсюда вытекают и методы. Если в приоритете наполнение бюджета, то у правительства просто нет времени на сложное решение проблем. В высоких ценах на топливо виноваты не только высокие налоги, но и олигопольная структура отрасли. Обсуждение ситуации последние месяцы шло по линии взаимных обвинений вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) и независимых заправщиков. Однако главная проблема – в дефиците не независимых заправок, а независимых переработчиков. Но их создание очень непростой и долгий путь. Кабмин, возможно, даже хочет пойти по этому пути, но не располагает временным ресурсом. Поэтому выбирает ровно противоположное. Концентрация активов в нефтяной отрасли только растет, а налоговый маневр больнее всего ударил именно по сегменту нефтепереработки. Кабмин открыто говорит, что ВИНК неплохо заработали на девальвации и должны компенсировать убытки переработки за счет добычи. А что делать независимым? Вообще не ясно.

В итоге придумали самое простое решение: де-факто ввели государственное регулирование цен. При этом кабмин с удивительным упорством отказывается это признавать и даже говорит о необходимости развития рыночных инструментов вроде биржевой торговли. Хотя какая может быть биржевая торговля, если у вас почти нет независимой переработки, а цены на топливо теперь вообще фиксированы? Но, судя по всему, в душе многие члены правительства все же за свободный рынок, просто обстоятельства строить его не позволяют. Что ж, спасибо хотя бы за это.

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ

Опубликовано: Ведомости, 05.11.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики