Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Универсальные решения" по ценам на топливо "перезагрузят" налогообложение нефтяников

"Универсальные решения" по ценам на топливо "перезагрузят" налогообложение нефтяников

Анонсированные Сечиным "универсальные решения" правительства для сдерживания цен на топливо необходимы, и как можно скорее. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов

"Неопределенности на топливном рынке становится все больше – сейчас довольно серьезно упали цены на нефть, это немного сгладит отношения между правительством и нефтяными компаниями. Когда мировая стоимость барреля снижается, разница между экспортной прибылью и маржой экспорта меняется. Проблема была острой, когда нефть стоила под 80 долларов, а когда упала ниже $70, то и драматизма стало меньше. Но в целом проблема остается и ее нужно решать.

Сейчас государство де-факто ввело прямое регулирование цен на топливо, что не является рыночной мерой. Постоянно это продолжаться не может. И нужно либо объявлять о переходе на плановую экономику с вечным диктатом отпускных цен нефтяникам, либо руководствоваться рыночными законами и цены отпускать. Вопрос в том, как будет выглядеть этот механизм, если государство намерено избежать постоянного роста цен. С учетом повышения налогов вопрос становится трудноразрешимым", - отмечает аналитик.

Глава "Роснефти" Игорь Сечин в рамках визита президента РФ Владимира Путина в Сингапур рассказал: он рассчитывает, что до 31 марта будут выработаны универсальные решения по топливу. Нынешние меры по стабилизации топливного рынка РФ, принятые правительством по соглашению с нефтяными компаниями, он назвал временными. "Мы такие предложения сделали со своей стороны - это и плавающий акциз, перенос акциза с НПЗ на колонку конкретную на АЗС. Механизмы реализации этих предложений есть", - сказал Сечин. Нынешнее соглашение по ценам на горючее заключено 31 октября.

"Помимо прочего, с 1 января начнет работу демпфер в виде "ускорения налогового маневра", причем эта мера сейчас кажется странной и вызывает множество вопросов. Как она будет работать - сейчас непонятно. Есть нарекания и к запланированному правительством обратному акцизу – это еще одна мера, которая должна отрегулировать топливный рынок. Но эксперты считают, что мера не доработана, а значит, как запланировано может не сработать.

Опять-таки не ясно, что будет в январе и весной с ценами на нефть. Пока снижение стоимости барреля снимает остроту проблемы, но оно же приведет к сокращению доходов бюджета, так что и это благом назвать не получается. И сейчас ситуация в "подвешенном" состоянии – все понимают, что из-за непредсказуемости на внешних рынках в определенный момент цены на топливо могут взлететь. Ситуация тревожная, пусть и менее драматичная, чем еще месяц назад", - подчеркивает эксперт.

Бензин раздора

Минэнерго, Федеральная антимонопольная служба РФ, нефтекомпании и независимые НПЗ согласовали так называемые меры стабилизации цен на топливном рынке, договорившись при этом об уровне поставок нефтепродуктов в крупный и мелкий опт в фиксированных объемах и ценах. При этом объявлялось, что цены до конца года будут на уровне конца мая-начала июня, а затем будут плавно индексироваться в рамках годовой инфляции в 4-4,6%. Ежемесячное производство и реализация нефтепродуктов должны быть на 3% выше соответствующего месяца 2017 года. Соглашение действует до 31 марта. 

При этом в первый день 2019 года в России вырастет налог на добавленную стоимость – неминуемо вырастут и цены на горючее. До января средняя цена литра бензина Аи-92 на оптовом рынке не должна превышать 39,86 рубля, Аи-95 - 42,77 рубля, дизеля - 43,11 рубля. В январе производителям разрешили повысить цены, но не более чем на 1,7 процента, то есть на величину роста НДС, который с нового года вырастет с 18 до 20 процентов.

"Есть несколько вариантов решения сложившейся проблемы. К примеру, можно довести ситуацию до рыночной, создав действительно независимую переработку на территории страны. Но это колоссальная работа по привлечению инвестиций, поиску инвесторов, созданию условий, разделять нефтяные компании. Вряд ли кто-то на это пойдет.

Другой вариант – продумать грамотные механизмы, которые смогут действительно регулировать отрасль. Это система сдержек и противовесов, которая при любых условиях гарантирует создание достаточных объемов топлива для внутреннего рынка. А нефтяные компании в обмен получат средства, которые им нужны для развития и инвестиций.

Тогда удастся сохранить нынешнюю структуру отрасли, но должен быть установлен предельный уровень налоговой нагрузки, чтобы отрасль не страдала от чрезмерного фискального давления. Теоретически до 31 марта преуспеть можно, даже с учетом принятия новых законов. Однако начинать работу нужно уже сегодня", - заключает Константин Симонов.

Автор: Максим Бут 

Источник: Экономика сегодня, 14.11.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики