Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Универсальные решения" по ценам на топливо "перезагрузят" налогообложение нефтяников

"Универсальные решения" по ценам на топливо "перезагрузят" налогообложение нефтяников

Анонсированные Сечиным "универсальные решения" правительства для сдерживания цен на топливо необходимы, и как можно скорее. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов

"Неопределенности на топливном рынке становится все больше – сейчас довольно серьезно упали цены на нефть, это немного сгладит отношения между правительством и нефтяными компаниями. Когда мировая стоимость барреля снижается, разница между экспортной прибылью и маржой экспорта меняется. Проблема была острой, когда нефть стоила под 80 долларов, а когда упала ниже $70, то и драматизма стало меньше. Но в целом проблема остается и ее нужно решать.

Сейчас государство де-факто ввело прямое регулирование цен на топливо, что не является рыночной мерой. Постоянно это продолжаться не может. И нужно либо объявлять о переходе на плановую экономику с вечным диктатом отпускных цен нефтяникам, либо руководствоваться рыночными законами и цены отпускать. Вопрос в том, как будет выглядеть этот механизм, если государство намерено избежать постоянного роста цен. С учетом повышения налогов вопрос становится трудноразрешимым", - отмечает аналитик.

Глава "Роснефти" Игорь Сечин в рамках визита президента РФ Владимира Путина в Сингапур рассказал: он рассчитывает, что до 31 марта будут выработаны универсальные решения по топливу. Нынешние меры по стабилизации топливного рынка РФ, принятые правительством по соглашению с нефтяными компаниями, он назвал временными. "Мы такие предложения сделали со своей стороны - это и плавающий акциз, перенос акциза с НПЗ на колонку конкретную на АЗС. Механизмы реализации этих предложений есть", - сказал Сечин. Нынешнее соглашение по ценам на горючее заключено 31 октября.

"Помимо прочего, с 1 января начнет работу демпфер в виде "ускорения налогового маневра", причем эта мера сейчас кажется странной и вызывает множество вопросов. Как она будет работать - сейчас непонятно. Есть нарекания и к запланированному правительством обратному акцизу – это еще одна мера, которая должна отрегулировать топливный рынок. Но эксперты считают, что мера не доработана, а значит, как запланировано может не сработать.

Опять-таки не ясно, что будет в январе и весной с ценами на нефть. Пока снижение стоимости барреля снимает остроту проблемы, но оно же приведет к сокращению доходов бюджета, так что и это благом назвать не получается. И сейчас ситуация в "подвешенном" состоянии – все понимают, что из-за непредсказуемости на внешних рынках в определенный момент цены на топливо могут взлететь. Ситуация тревожная, пусть и менее драматичная, чем еще месяц назад", - подчеркивает эксперт.

Бензин раздора

Минэнерго, Федеральная антимонопольная служба РФ, нефтекомпании и независимые НПЗ согласовали так называемые меры стабилизации цен на топливном рынке, договорившись при этом об уровне поставок нефтепродуктов в крупный и мелкий опт в фиксированных объемах и ценах. При этом объявлялось, что цены до конца года будут на уровне конца мая-начала июня, а затем будут плавно индексироваться в рамках годовой инфляции в 4-4,6%. Ежемесячное производство и реализация нефтепродуктов должны быть на 3% выше соответствующего месяца 2017 года. Соглашение действует до 31 марта. 

При этом в первый день 2019 года в России вырастет налог на добавленную стоимость – неминуемо вырастут и цены на горючее. До января средняя цена литра бензина Аи-92 на оптовом рынке не должна превышать 39,86 рубля, Аи-95 - 42,77 рубля, дизеля - 43,11 рубля. В январе производителям разрешили повысить цены, но не более чем на 1,7 процента, то есть на величину роста НДС, который с нового года вырастет с 18 до 20 процентов.

"Есть несколько вариантов решения сложившейся проблемы. К примеру, можно довести ситуацию до рыночной, создав действительно независимую переработку на территории страны. Но это колоссальная работа по привлечению инвестиций, поиску инвесторов, созданию условий, разделять нефтяные компании. Вряд ли кто-то на это пойдет.

Другой вариант – продумать грамотные механизмы, которые смогут действительно регулировать отрасль. Это система сдержек и противовесов, которая при любых условиях гарантирует создание достаточных объемов топлива для внутреннего рынка. А нефтяные компании в обмен получат средства, которые им нужны для развития и инвестиций.

Тогда удастся сохранить нынешнюю структуру отрасли, но должен быть установлен предельный уровень налоговой нагрузки, чтобы отрасль не страдала от чрезмерного фискального давления. Теоретически до 31 марта преуспеть можно, даже с учетом принятия новых законов. Однако начинать работу нужно уже сегодня", - заключает Константин Симонов.

Автор: Максим Бут 

Источник: Экономика сегодня, 14.11.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики