Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > США объявили войну российском газопроводам: насколько серьезны риски?

США объявили войну российском газопроводам: насколько серьезны риски?

18 ноября президент России Владимир Путин посетил с Анкару с однодневным рабочим визитом, приуроченным к окончанию строительства морского участка «Турецкого потока». Первая нитка газопровода призвана обеспечить газом Турцию, а вторая – Европу. Однако возражения против реализации российских трубопроводных проектов традиционно есть у США, желающих продавать на европейских рынках свой более дорогой сжиженный газ, и поэтому призывающих ЕС снизить «газовую зависимость» от Москвы. При этом если в случае с «Северным потоком-2», проект которого был давно одобрен, возможности США сильно ограничены, то с «Турецким потоком» по многим причинам шансов противодействовать строительству трубопровода гораздо больше. 

Американская риторика 

Сразу несколько американских должностных лиц выступили с критикой российского проекта «Северного потока-2», предполагающего строительство газопровода по дну Балтийского моря из России в Германию. Сначала министр энергетики США Рик Перри заявил, что США будут продолжать противодействовать «Северному потоку-2», а потом посол США при ЕС Гордон Сондленд рассказал, что президент США может использовать множество иных инструментов для того, чтобы остановить российский проект.

С первого взгляда все это выглядит устрашающе и может создать впечатление последнего штурма проекта «Северный поток-2». Однако, по всей видимости, что в реальности газопроводу ничего не угрожает.

Во-первых, нужно понимать контекст сделанных американскими чиновниками заявлений. Перри в настоящее время совершает турне по восточно-европейским странам. Он побывал в Польше, Украине и сейчас находится в Венгрии. Во всех странах министр рекламирует американские энерготовары: уголь, СПГ и ядерное топливо.

В Варшаве в присутствии Перри 8 ноября польская PGNiG подписала контракт с американской Cheniere Marketing о поставке СПГ (с 2019 по 2022 гг. по 0,5 млн т в год, с 2023 по 2042 гг. – по 1,45 млн т в год). Также 8 ноября Пери подписал с министром энергетики Польши Кшиштофом Тхужевским совместную декларацию о стратегической безопасности.

В рамах визита на Украину Перри принял участие в церемонии начала сжигания угля, доставленного из американской Пенсильвании, на трипольской ТЭС (самая крупная электростанция в Киевской области). Он также провел ряд переговоров о поставках на Украину американского топлива для АЭС (топливные сборки компании Westinghouse взамен поставок «Росатома») и природного газа. Предполагается, что американский по происхождению газ Украина будет закупать с доставок через польский СПГ терминал в Свиноуйсьце.

Естественно, что в рамках данного турне Перри традиционно повторял тезисы о вреде «Северного потока-2» и вообще российских энергоносителей для безопасности Европы. С Украиной это видится наиболее ясно: «вы закупаете наши энергоресурсы, а мы поддерживаем вас в борьбе против всего российского».

Интересно, что США в данной позиции последовательны – им вообще не нужен российский газ на европейском рынке, так как его низкая стоимость делает СПГ из США неконкурентоспособным. А украинцы выступают только против обходных газопроводов, ожидая, что сохранится транзит. Это расхождение может стать неприятным сюрпризом в будущем для Киева. 

Остроты в дискуссию вокруг «Северного потока-2» добавил Сондленд, но и его вряд ли стоит воспринимать буквально. Действительно, у президента США есть инструменты для противодействия «Северному потоку-2». В августе 2017 г. американцы приняли закон, позволяющий президенту ввести ряд ограничительных мер против новых газопроводов из России в Европу: запрет на оказание услуг по строительству и запрет на финансирование. Конечно, «Северный поток-2» нельзя считать «новым газопроводным проектом», так как по нему уже принято инвестрешение и ведется строительство, но даже если ввести указанные ограничительные меры, то это вряд ли остановит проект. Компания-владелец судов-трубоукладчиков Allseas непубличная, что делает ее менее уязвимой перед санкциями. Финансирование со стороны европейских участников проекта частично получено, но даже если они попросят деньги вернуть, то средства на строительство выделит российское государство, что уже стало традиционной практикой для компаний, подпавших под санкции.

Главным сдерживающим фактором для США является угроза существенно ухудшить свои отношения с европейскими странами, и в частности с лидером ЕС, Германией. 

Ведь одно дело блокировать «Северный поток-2», когда еще не было принято инвестрешение или хотя бы до начала строительства, а другое – когда строительство в самом разгаре и нет гарантий, что проект будет остановлен. Ущерб от попытки заблокировать российский проект для США может оказаться больше, чем потенциальные бонусы. 

Реальная угроза 

Несмотря на то, что угрозы «Северному потоку-2» можно расценивать как элемент антироссийской риторики, реальные риски для отечественных газопроводных проектов есть, но связаны они не с Северным, а с «Турецким потоком». В настоящее время суда Allseas заканчивают строительство морской части двух ниток «Турецкого потока» суммарной мощностью 31,5 млрд куб м газа в год.

Первой нитке, предназначенной для поставок газа на турецкий рынок, ничего не угрожает, а вот вторая нитка должна поставлять газ для нужд европейских стран, и именно на ней США могут сосредоточить свое воздействие.

У второй нитки «Турецкого потока» есть ряд слабых сторон. Во-первых, нет четкой определенности с маршрутом. Труба может пойти из Турции в Болгарию и далее по маршруту «Южного потока» (закрытый проект): из Болгарии в Сербию, Венгрию до австрийского газового хаба Баумгартен. Другой вариант: из Турции в Грецию, Албанию и далее в Италию. Во-вторых, страны юго-восточной Европы куда менее самостоятельные, чем Германия, что показала Болгария, отказавшаяся под нажимом США и Брюсселя от проекта «Южный поток».

В настоящее время можно видеть начало давления на страны – потенциальные транзитеры российского газа в рамках «Турецкого потока». 7 ноября Европарламент опубликовал доклад комитета по иностранным делам, в котором призвал Сербию снизить зависимость от поставок российского газа. А Перри, в свою очередь, провел переговоры с премьером Венгрии Виктором Орбаном и министром торговли Петером Сийярто. О необходимости покупки СПГ из США через Польшу или Литву 13 ноября после переговоров с Далей Грибаускайте сказал президент Венгрии Янош Адер.

Таким образом, стоит прогнозировать, что США и их союзники в Европе переключатся с «Северного потока-2» на «Турецкий поток», где еще есть шансы противодействовать реализации проекта. 

Соответственно, и России стоит переключаться на лоббирование южного газопровода, указывая на его плюсы:

1) новый газопровод увеличит надежность газоснабжения юго-восточной Европы;

2) раз «Северный поток-2» строится, значит, Германия доказала, что это экономический, а не политический проект, значит, Болгарии и другим странам также можно строить газопроводы из России;

3) СПГ из США значительно дороже, чем российский трубопроводный газ, а потребитель должен ориентироваться на экономику, а не политику, значит, покупать более дешевый товар – российский газ.

Автор: Игорь Юшков, ведущий аналитик ФНЭБ

Опубликовано: Евразия.Эксперт, 19.11.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики