Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > После обвинений Сечина независимым АЗС посулили скорую смерть

После обвинений Сечина независимым АЗС посулили скорую смерть

После того, как Игорь Сечин обвинил независимые АЗС в том, что это они виноваты в росте цен на бензин и дизтопливо, и в том, что они наживаются на автовладельцах, оказалось, что эти самые независимые продавцы могут закрыть свои бизнесы. Потому что между гигантами вроде "Роснефти" или "Газпромнефти" – вертикально-интегрированными компаниями (ВИНКами) – и Правительством заключено невыгодное для них соглашение.

Глава аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов уверяет, что независимый сектор может продавать бензин и за 30 руб. за литр, но соглашение уже установило убыточность независимых заправок на пять месяцев, что может привести к их закрытию.

Таким образом, независимые АЗС начинают собирать на себе все шишки, пока "большие игроки" почуют на лаврах "великой заморозки", установленной, впрочем, аккурат в разгар очередного падения цен на нефть. Чем закончится этот "топливный конфликт" и получится ли передоговориться? Об этом Накануне.RU рассказал ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

– Как вы оцениваете заявление Григория Баженова? Действительно независимые заправки могут прекратить работу?

 

Игорь Юшков(2017)|Фото: eurasia.expert– Логика в его словах есть. Безусловно, проблема большая, потому что независимые НПЗ не участвовали ни в каком соглашении с Правительством, а Правительство посчитало (в общем-то, правильно), что невозможно собрать всех представителей АЗС, и они просто договорились с теми, кто "выше по течению", то есть с ВИНКами, которые владеют НПЗ. Соответственно, они поставляют топливо на оптовый рынок, и если на оптовом рынке, по замыслу Правительства, сделать низкую цену, причем для всех, обязать нефтяные компании продавать и своим, и независимым АЗС топливо по одной цене, это приведет, вроде как, к установлению одной цены, причем фиксированной.

Но что вышло в реальности? Крупные компании просто начали сокращать продажу независимым АЗС, то есть возникает дефицит. И независимым, вроде как, надо поднимать цену из-за того, что бензина мало, а их начинают ограничивать проверками ФАС и налоговой. Плюс, естественно, у ВИНКов на АЗС цены остаются ниже, и люди к ним переезжают.

Поэтому проблема действительно большая.

– Эксперт также говорит о возможности цены в 30 рублей за литр – это реально?

– Он поднимает очень важную проблему – что у нас цена выросла в 2018 году не из-за дефицита на рынке, не от того, что у нас топлива не хватает, а из-за того, что у нас себестоимость топлива в рублях на внутреннем рынке возросла. То есть НДПИ сильно вырос – в сентябре 2017 года он был 3,4 тыс. рублей за тонну, а через год уже чуть ли не 6,4 тыс. – почти в два раза.

Естественно, если себестоимость нефти в рублях на внутреннем рынке выросла, то и нефтепродукты, которые получаются из этой нефти, вырастут в цене. Поэтому проблема не в дефиците, а в том, что как раз основные составляющие стоимости нефтепродуктов на внутреннем рынке – это акциз, НДПИ, всевозможные налоги и сборы – дают около 60-70% стоимости литра конечного бензина.

Получается, что если эту часть как-то сократить, отрегулировать, то и нефтепродукты подешевеют, но Правительство как раз на это не пошло – оно нефтяников застало врасплох. Очень быстро было принято решение, и им буквально сказали – если все вы не подпишите это соглашение, то мы введем заградительные экспортные пошлины на нефтепродукты, и вы потеряете гораздо больше, нежели подписав это соглашение. Таким ультиматумом они заставили все это понижение цены сделать за счет ВИНКов, а те начали минимизировать свои потери, то есть просто не продавать дополнительные объемы, потому что каждая тонна нефтепродукции для них генерирует какие-то убытки. В итоге оказывается, что независимые АЗС – наиболее пострадавшие, с ними никто не договаривался.

– А какая цель у нефтяников сейчас? Их ведь тоже не все устраивает?

– Задача нефтяных компаний состоит, в том числе, в том, чтобы торпедировать эту сделку – показывать, что она проблемная, что она вызывает сложности, ведет к дефициту, и здесь, и там – повсюду проблемы.

То есть они стараются показать все минусы этой сделки, чтобы в идеале даже до нового года собраться и еще раз подписать новое соглашение, где уже будут какие-то хотя бы уступки со стороны Правительства. Потому что в подписанном документе никаких уступок нет. Просто сказали – вы будете продавать нефтепродукты на оптовом рынке вот по такой-то цене, иначе вам будет еще хуже.

Я думаю, что нефтяники как минимум хотят, чтобы был плавающий акциз – чтобы эта государственная составляющая в цене тоже как-то могла понижаться, и за счет этого регулироваться цена, а не только чтобы нефтяники себе в убыток работали.

А то, что Баженов предлагает – НДПИ и акцизы уменьшить – это действительно приведет к тому, что цена понизится, и потребителям будет хорошо от этого. Но это приведет и к тому, что бюджет недополучит денег, и здесь уже Минфин и ЦБ включатся и скажут – нет, нам все равно, какая будет стоимость топлива, это забота Минэнерго, а наша забота – наполнение бюджета. В Правительстве каждый сам за себя, и за деревьями они не видят леса.

– Получается, что независимые АЗС собирают все шишки и реально в течение пяти месяцев могут начать закрываться?

– Процесс немного сложнее – начнется поедание мелких игроков компаниями побольше. Сначала независимые даже друг друга могут поедать, а потом часть из них съедят ВИНКи. А те, которые никому не нужны – в какой-нибудь деревне, где одна машина в неделю заправляется – те могут действительно закрыться. Их никто не купит. В убыток себе долго никто работать не будет – либо их съедят более крупные, либо они закроются.

– Зачем тогда Сечин их обвинял во влиянии на рост цен?

– Он говорит о том, что зачастую бывают неправомерные действия – человек, который владеет несколькими заправками, может на них делать одну цену, то есть как бы сам с собой вступает в некий картельный сговор и начинает демпинговать, устанавливать цену, экономически необоснованную. Вот эту проблему надо решать, это прямая обязанность ФАС – следить, чтобы таких вещей не было, чтобы все было на рыночных условиях, конкурентно, вне зависимости от того, есть соглашение с Правительством или нет. Все это должно ФАС решать.

Но шишки действительно на независимых падают, а истина где-то посередине – нужно смотреть в каждом конкретном случае отдельно.

– Чем в итоге закончится этот "топливный конфликт"? Известно, что Правительство не отступает и вряд ли согласится признать неправоту – так удастся ли передоговориться до нового года?

– Я думаю, что компромисс может быть. Это выставят не как передоговоренность, а как уточнение соглашения на следующий период. То есть давайте, может быть, с нового года, может быть, с февраля введем плавающий акциз. Постепенно, я думаю, к этому придут.

Это и им на руку, и ФАС на руку. Ведь, если вы вводите ручное регулирование в топливной отрасли – так а зачем вообще ФАС нужна? Это же инструмент рыночного механизма, а если Правительство само установило цену, тогда и ФАС не нужна.

Как итог, думаю, условия до нового года не изменятся, но до нового года могут состояться уже обсуждения – что будет дальше с января, с февраля. По крайней мере, нефтяники к этому подводят – что-то заключили, но все недовольны: и потребители, и производители, и АЗС, и все.

Источник: Накануне.RU, 22.11.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики