Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > После обвинений Сечина независимым АЗС посулили скорую смерть

После обвинений Сечина независимым АЗС посулили скорую смерть

После того, как Игорь Сечин обвинил независимые АЗС в том, что это они виноваты в росте цен на бензин и дизтопливо, и в том, что они наживаются на автовладельцах, оказалось, что эти самые независимые продавцы могут закрыть свои бизнесы. Потому что между гигантами вроде "Роснефти" или "Газпромнефти" – вертикально-интегрированными компаниями (ВИНКами) – и Правительством заключено невыгодное для них соглашение.

Глава аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов уверяет, что независимый сектор может продавать бензин и за 30 руб. за литр, но соглашение уже установило убыточность независимых заправок на пять месяцев, что может привести к их закрытию.

Таким образом, независимые АЗС начинают собирать на себе все шишки, пока "большие игроки" почуют на лаврах "великой заморозки", установленной, впрочем, аккурат в разгар очередного падения цен на нефть. Чем закончится этот "топливный конфликт" и получится ли передоговориться? Об этом Накануне.RU рассказал ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

– Как вы оцениваете заявление Григория Баженова? Действительно независимые заправки могут прекратить работу?

 

Игорь Юшков(2017)|Фото: eurasia.expert– Логика в его словах есть. Безусловно, проблема большая, потому что независимые НПЗ не участвовали ни в каком соглашении с Правительством, а Правительство посчитало (в общем-то, правильно), что невозможно собрать всех представителей АЗС, и они просто договорились с теми, кто "выше по течению", то есть с ВИНКами, которые владеют НПЗ. Соответственно, они поставляют топливо на оптовый рынок, и если на оптовом рынке, по замыслу Правительства, сделать низкую цену, причем для всех, обязать нефтяные компании продавать и своим, и независимым АЗС топливо по одной цене, это приведет, вроде как, к установлению одной цены, причем фиксированной.

Но что вышло в реальности? Крупные компании просто начали сокращать продажу независимым АЗС, то есть возникает дефицит. И независимым, вроде как, надо поднимать цену из-за того, что бензина мало, а их начинают ограничивать проверками ФАС и налоговой. Плюс, естественно, у ВИНКов на АЗС цены остаются ниже, и люди к ним переезжают.

Поэтому проблема действительно большая.

– Эксперт также говорит о возможности цены в 30 рублей за литр – это реально?

– Он поднимает очень важную проблему – что у нас цена выросла в 2018 году не из-за дефицита на рынке, не от того, что у нас топлива не хватает, а из-за того, что у нас себестоимость топлива в рублях на внутреннем рынке возросла. То есть НДПИ сильно вырос – в сентябре 2017 года он был 3,4 тыс. рублей за тонну, а через год уже чуть ли не 6,4 тыс. – почти в два раза.

Естественно, если себестоимость нефти в рублях на внутреннем рынке выросла, то и нефтепродукты, которые получаются из этой нефти, вырастут в цене. Поэтому проблема не в дефиците, а в том, что как раз основные составляющие стоимости нефтепродуктов на внутреннем рынке – это акциз, НДПИ, всевозможные налоги и сборы – дают около 60-70% стоимости литра конечного бензина.

Получается, что если эту часть как-то сократить, отрегулировать, то и нефтепродукты подешевеют, но Правительство как раз на это не пошло – оно нефтяников застало врасплох. Очень быстро было принято решение, и им буквально сказали – если все вы не подпишите это соглашение, то мы введем заградительные экспортные пошлины на нефтепродукты, и вы потеряете гораздо больше, нежели подписав это соглашение. Таким ультиматумом они заставили все это понижение цены сделать за счет ВИНКов, а те начали минимизировать свои потери, то есть просто не продавать дополнительные объемы, потому что каждая тонна нефтепродукции для них генерирует какие-то убытки. В итоге оказывается, что независимые АЗС – наиболее пострадавшие, с ними никто не договаривался.

– А какая цель у нефтяников сейчас? Их ведь тоже не все устраивает?

– Задача нефтяных компаний состоит, в том числе, в том, чтобы торпедировать эту сделку – показывать, что она проблемная, что она вызывает сложности, ведет к дефициту, и здесь, и там – повсюду проблемы.

То есть они стараются показать все минусы этой сделки, чтобы в идеале даже до нового года собраться и еще раз подписать новое соглашение, где уже будут какие-то хотя бы уступки со стороны Правительства. Потому что в подписанном документе никаких уступок нет. Просто сказали – вы будете продавать нефтепродукты на оптовом рынке вот по такой-то цене, иначе вам будет еще хуже.

Я думаю, что нефтяники как минимум хотят, чтобы был плавающий акциз – чтобы эта государственная составляющая в цене тоже как-то могла понижаться, и за счет этого регулироваться цена, а не только чтобы нефтяники себе в убыток работали.

А то, что Баженов предлагает – НДПИ и акцизы уменьшить – это действительно приведет к тому, что цена понизится, и потребителям будет хорошо от этого. Но это приведет и к тому, что бюджет недополучит денег, и здесь уже Минфин и ЦБ включатся и скажут – нет, нам все равно, какая будет стоимость топлива, это забота Минэнерго, а наша забота – наполнение бюджета. В Правительстве каждый сам за себя, и за деревьями они не видят леса.

– Получается, что независимые АЗС собирают все шишки и реально в течение пяти месяцев могут начать закрываться?

– Процесс немного сложнее – начнется поедание мелких игроков компаниями побольше. Сначала независимые даже друг друга могут поедать, а потом часть из них съедят ВИНКи. А те, которые никому не нужны – в какой-нибудь деревне, где одна машина в неделю заправляется – те могут действительно закрыться. Их никто не купит. В убыток себе долго никто работать не будет – либо их съедят более крупные, либо они закроются.

– Зачем тогда Сечин их обвинял во влиянии на рост цен?

– Он говорит о том, что зачастую бывают неправомерные действия – человек, который владеет несколькими заправками, может на них делать одну цену, то есть как бы сам с собой вступает в некий картельный сговор и начинает демпинговать, устанавливать цену, экономически необоснованную. Вот эту проблему надо решать, это прямая обязанность ФАС – следить, чтобы таких вещей не было, чтобы все было на рыночных условиях, конкурентно, вне зависимости от того, есть соглашение с Правительством или нет. Все это должно ФАС решать.

Но шишки действительно на независимых падают, а истина где-то посередине – нужно смотреть в каждом конкретном случае отдельно.

– Чем в итоге закончится этот "топливный конфликт"? Известно, что Правительство не отступает и вряд ли согласится признать неправоту – так удастся ли передоговориться до нового года?

– Я думаю, что компромисс может быть. Это выставят не как передоговоренность, а как уточнение соглашения на следующий период. То есть давайте, может быть, с нового года, может быть, с февраля введем плавающий акциз. Постепенно, я думаю, к этому придут.

Это и им на руку, и ФАС на руку. Ведь, если вы вводите ручное регулирование в топливной отрасли – так а зачем вообще ФАС нужна? Это же инструмент рыночного механизма, а если Правительство само установило цену, тогда и ФАС не нужна.

Как итог, думаю, условия до нового года не изменятся, но до нового года могут состояться уже обсуждения – что будет дальше с января, с февраля. По крайней мере, нефтяники к этому подводят – что-то заключили, но все недовольны: и потребители, и производители, и АЗС, и все.

Источник: Накануне.RU, 22.11.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики