Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > НОВАТЭК сжижает ударными темпами

НОВАТЭК сжижает ударными темпами

«Ямал СПГ» введен с опережением на год

НОВАТЭК с опережением на год вывел свой первый проект по сжижению газа «Ямал СПГ» на полную производительность в 16,5 млн тонн в год, запустив третью линию сжижения. Тем самым НОВАТЭК стал крупнейшим производителем СПГ в России, обогнав «Газпром». По мнению аналитиков, более ранний запуск может принести «Ямал СПГ» $2,5 млрд за счет продажи дополнительных объемов газа, если не возникнет проблем с логистикой.

НОВАТЭК объявил о запуске третьей линии завода по производству сжиженного газа «Ямал СПГ», тем самым проект был выведен на изначально запланированную мощность — 16,5 млн тонн. Запуск произошел на год раньше запланированного срока, что подчеркнул в своем заявлении глава НОВАТЭКа Леонид Михельсон, отметив, что «факт не имеет аналогов в отрасли, известной частым превышением бюджетов и задержками реализации проектов». Теперь же НОВАТЭК может с полным основанием называть себя крупнейшим производителем СПГ в России, так как его завод превзошел по мощности завод «Газпрома» и Shell на Сахалине.

Акционеры «Ямал СПГ» — НОВАТЭК (50,1%), Total и CNPC (по 20%), Фонд Шелкового пути (9,9%). Стоимость «Ямал СПГ» оценивалась в $26,9 млрд, инвестрешение было принято в декабре 2013 года. Первая линия завода на 5,5 млн тонн была запущена 8 декабря 2017 года, вторая — в августе 2018 года. В 2019 году акционеры проекта планируют запустить в рамках «Ямал СПГ» еще одну очередь мощностью 1 млн тонн, которая изначально не была запланирована. Линия будет построена по собственной технологии сжижения НОВАТЭКа «арктический каскад» на базе российского основного оборудования.

Быстрый запуск «Ямал СПГ» стал большой неожиданностью для рынка, поскольку проект изначально считался очень сложным из-за того, что его нужно было построить и вывозить СПГ в условиях Арктики. Отдельной проблемой стало подпадание НОВАТЭКа под финансовые санкции США, что едва не парализовало привлечение финансирования для «Ямал СПГ».

Замглавы ФНЭБ Алексей Гривач отмечает, что от логистики будет зависеть, сможет ли третья линия работать на полную мощность, потому что газовозы арктического класса Arc7 будут в полном объеме построены только через год. В то же время, говорит он, запуск завода на год раньше позволит компании ускорить окупаемость проекта. Впрочем, по его мнению, это не имеет принципиального значения, так как в целом с учетом известного объема ресурсной базы компания не сможет произвести больше СПГ, чем запланировано.

Консультант Vygon Consulting Екатерина Колбикова не ожидает проблем с логистикой, поскольку НОВАТЭК еще в августе обратился к судовладельцам с просьбой досрочно поставить танкеры Arc7 и в декабре у компании будет девять таких судов из изначально заказанных 15. Одновременно НОВАТЭК фрахтует танкеры Arc4, которые способны вывозить СПГ с Ямала зимой при условии ледокольной проводки. Кроме того, компания 21 ноября начала перевалку СПГ с ледовых танкеров в обычные «борт о борт» в Хоннингсвоге в северной Норвегии — это позволяет сократить плечо ходки для танкеров Arc7 и, соответственно, их необходимое количество.

Екатерина Колбикова отмечает, что проект реализовывался модульно под ключ, поэтому успешный запуск первой линии (когда была построена большая часть инфраструктуры для всего проекта) задал опережающую динамику и для последующих этапов. По расчетам аналитика, ввод третьей линии на год раньше позволит «Ямал СПГ» заработать порядка $2,5 млрд только за счет реализации дополнительных объемов СПГ. Эксперт отмечает, что компания планировала строительство «Ямал СПГ» параллельно с рядом компаний, которые собирались построить проекты по сжижению газа в США. «В итоге российский завод сумел достаточно быстро законтрактовать все будущие объемы, и в новой волне СПГ-проектов он вышел одним из первых»,— говорит она. Екатерина Колбикова отмечает также, что НОВАТЭК изначально грамотно выбрал ресурсную базу — Южно-Тамбейское месторождение с легкоизвлекаемыми сеноман-аптскими запасами газа, но при этом со значительным содержанием конденсата.

Автор: Ольга Мордюшенко 

Источник: Коммерсантъ, 22.11.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики