Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Необходимость второй российской АЭС в Индии объяснили токсичностью угля и экологией

Необходимость второй российской АЭС в Индии объяснили токсичностью угля и экологией

Поиск в Индии площадки для новой совместной с Россией АЭС говорит о подготовке нового атомного проекта Росатома в этой стране. Об этом ФБА "Экономика сегодня"рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович

"Индия – страна активно развивающаяся, потому в перспективе рост потребления электроэнергии там вероятен. Сейчас это государство сильно зависит от угля, который при сжигании наносит огромный ущерб окружающей среде – даже современные технологии не нейтрализуют его в достаточной мере. Сжигание такого топлива дает столь токсичные отходы, которые приводят даже к выпадению кислотных дождей. Как и Китай, Индия неизбежно будет переходить на более "чистые" источники энергии. Российский атом – наиболее логичное решение, по соотношению "цена-качество" наши технологии оптимальны.

Расширение атомной энергетики Индии неизбежно, другой вопрос, на каких условиях это делать. Часто Россия предоставляет на эти цели кредиты, потом строит АЭС, впоследствии возврат денег государство-партнер закладывает в тариф энергии, собирает с потребителей и возвращает нам. Это не самое удачное партнерство – большинство азиатских стран, которым СССР в свое время выделял займы на инфраструктурные проекты, денег впоследствии не вернули. Но на их фоне как раз Индия выглядит исключением – она всегда расплачивалась с Россией по обязательствам, сомнений в ней как в партнере просто нет", - отмечает аналитик.

Посол Индии в РФ Бала Венкатеш Варма рассказал РИА "Новости", что индийское правительство проводит консультации с рядом регионов для определения площадки под совместный с РФ проект по строительству новой АЭС. В октябре Росатом и комиссия по атомной энергии Индии подписали документ о строительстве в этой стране шести энергоблоков АЭС на новой площадке — какой, названо не было, но неоднократно сообщалось, что она может быть расположена в индийском штате Андхра-Прадеш. По словам посла, подбор площадки для новой АЭС - "не очень простой процесс из-за фактора местных условий, технических условий на местах".

"Российскому атомному сектору нужна экспансия – это данность. За счет больших масштабов производства мы можем снизить стоимость научно-технологических разработок. И чем больше мы поставляем за рубеж, тем больше экономим на масштабе, соответственно, тем проще компилировать ресурсы для нового технологического рывка. В атомной сфере у нас итак преимущество перед всем миром, но это не значит, что его не нужно усиливать и развивать.

Единственное, нужно внимательно смотреть, чтобы не было несанкционированного копирования российских технологий. А финансовые условия были для России прописывались благоприятные – ждать возврата кредита в течение 50 лет довольно рискованно. Есть и вероятность, что Китай, получив наши станции, следующие уже построит самостоятельно – он получил знания и технологии. Но отказаться от экспорта уникальных технологий неправильно – на них нужно зарабатывать", - подчеркивает эксперт.

Индии нужна энергия

Россия является одним из ключевых партнеров Индии в области мирного использования ядерной энергии. В соответствии с межправительственным соглашением от 1988 года и дополнением к нему от 1998 года Россия сооружает в Индии в штате Тамилнад АЭС "Куданкулам". Блок №1 станции начал выработку электроэнергии в 2013 году, летом 2016 года он был окончательно передан заказчику. Блок №2 станции в августе 2016 года был впервые подключен к национальной энергосистеме Индии, а в конце марта 2017 года он был сдан в гарантийную эксплуатацию. 

В настоящее время "Росатом" развернул полномасштабные работы по строительству второй очереди (энергоблоков 3 и 4) АЭС "Куданкулам", идет подготовка к началу возведения третьей очереди (блоки 5 и 6) этой АЭС. Сейчас на площадке третьей очереди станции идут подготовительные работы. Планируемые даты заливки "первого бетона" (фактического начала строительства) энергоблоков №5 и 6 - 2019 и 2020 годы соответственно.

"Атомные станции быстро не строятся, потому ждать скорого появления дополнительных энергоблоков в Индии не приходится. Если взять примеры Турции и Белоруссии, где Россия сейчас строит АЭС, то до пуска первого реактора в Индии пройдет не менее 10 лет. Причем на сегодняшний день даже не выбрано место под новый проект, а это тоже время на исследования и согласования. Но для подобных станций нормальная периодичность – 10 лет строительство и 60 лет эксплуатация после запуска.

В перспективе Индия на базе наших станций может попытаться развить собственную атомную промышленность. Ведь те же турки по договоренностям с РФ получили возможность учиться в российских вузах – они смогут не только управлять построенной станцией, но и получат знания о принципах и технологиях. Для крупных амбициозных стран строительство российских АЭС означает продвижение собственных программ по разработке мирного атома.

Впрочем, получить теорию и реализовать ее на практике – это большая разница. Потому для России крайне желательно следить, чтобы наши разработки не копировались – по крайней мере, быстро", - заключает Станислав Митрахович.

Автор: Максим Бут 

Источник: Экономика сегодня, 23.11.2018 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики