Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Кто подливает масло в огонь топливного кризиса?

Кто подливает масло в огонь топливного кризиса?

Почему рост цен на топливо в России так сложно сдержать, несмотря на прилагаемые усилия?

Одной из самых «горячих» и широко обсуждаемых тем сегодня является топливный кризис. Президент и правительство едва ли не в режиме «ручного управления» пытаются сдержать рост цен на бензин и дизельное топливо. Месяц назад между крупнейшими нефтяными компаниями и правительством было заключено соглашение о заморозке оптовых цен до 31 марта 2019 г., принят ряд других мер. Тем не менее, розничные цены на бензин по-прежнему продолжают рост, по крайней мере, в отдельных регионах, увеличивая риск повышения инфляции и снижения уровня жизни населения.

Попробуем разобраться, почему рост цен на топливо так сложно сдержать, несмотря на прилагаемые усилия. Прежде всего, отметим, что у нас в стране достаточно давно сложилась странная, с точки зрения объективных экономических и рыночных законов, ситуация: когда цена на нефть растет, растет и цена на бензин, а когда цена на нефть падает… цена на бензин все равно растет! Как отмечают эксперты, это во многом связано со спецификой и институциональными особенностями российского топливного рынка. На нем в рознице действуют, условно говоря, два вида игроков: АЗС крупных нефтяных компаний (вертикально интегрированные компании, ВИНКи) и независимые региональные сети АЗС, которые тесно связаны с перекупщиками и биржевыми спекулянтами. Под прикрытием биржевой торговли они совершают договорные сделки, увеличивают количество спекулятивных операций и значительно удлиняют цепочку посредников, что в результате накручивает цену для конечного потребителя.

Соотношение ВИНКов и «сетевиков» варьируется в зависимости от конкретного региона, но в целом по стране доля «сетевиков» составляет около 30%. При этом в ряде регионов независимые сети являются, по сути, монополистами, что позволяет им формировать ценообразование на местном уровне, исходя из собственных интересов. А их интерес понятен — постоянный рост цен и получение сверхприбыли. Как это отражается на экономике региона и страны в целом, их не интересует. Тем более, их не волнует, что потребители вынуждены платить за топливо завышенные цены.

Основные принципы и условия работы у ВИНКов и независимых сетей существенных образом отличаются. ВИНКи, как часть материнской структуры, ведут прозрачный бизнес, в полном объеме выплачивают налоги, несут высокую социальную нагрузку. «Сетевики» же зачастую работают в «серую», по «контрафактным» схемам, а налоговая и социальная нагрузка у них гораздо меньше. Да и ответственности за устойчивое обеспечение региона топливом они не несут. Кроме того, в некоторых регионах независимые АЗС — это традиционный источник дохода для криминальных группировок, прежде всего, по причине возможности использования «серых» схем, позволяющих получать значительную неучтенную прибыль.

Руководитель Центра политэкономических исследований Института нового общества Василий Колташов подчеркивает: «В отдельных регионах сложилась опасная ситуация, которая негативно влияет на экономические процессы как в данных субъектах РФ, так и в России в целом. Топливный рынок там, по сути, захвачен так называемыми «бензиновыми баронами». Они выстроили целые производственно-технологические цепочки, обеспечивающие неучтенной нефтью «серые» НПЗ, ее последующую переработку и поставку на АЗС. Причем эти «бизнесмены», как правило, являются владельцами всех компаний, которые обеспечивают функционирование данных полукриминальных схем. К сожалению, отдельные представители государственных структур и контролирующих органов покрывают подобную деятельность, причем явно небескорыстно. К очевидным последствиям такой модели функционирования рынка относится нарушение механизма справедливой конкуренции, а также необоснованный рост цен на топливо, что, в свою очередь, способствует повышению инфляции».

Еще одна острая проблема — качество топлива. На заправках ведущих брендов, как правило, полностью выдерживаются все необходимые стандарты. На заправках «сетевиков» очень высок риск купить суррогатное топливо со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями для автомобиля.

«К независимым АЗС есть серьезные претензии по качеству топлива и по завышению цен», — считает глава Фонда национальной энергобезопасности Константин Симонов.

То есть, пользуясь услугами «сетевиков», потребители не только вынуждены переплачивать за топливо, но еще и его качество оказывается, мягко говоря, сомнительным.

На этом фоне вызывает сильное удивление позиция, которой придерживается Федеральная антимонопольная служба (ФАС), которая, казалось бы, должна приструнить региональных «бензиновых королей».

«Парадоксально, но ФАС выступает, по сути, на стороне сетевиков», игнорируя все многочисленные негативные аспекты их деятельности», — отмечает ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев.

Впрочем, как заверяет вице-премьер Дмитрий Козак, до конца декабря нынешнего года пройдет системная ревизия независимых АЗС. Остается надеяться, что меры, которые будут приняты по ее итогам, помогут оздоровить ситуацию на топливном рынке.

Автор: Дмитрий Наумов

Источник: ИА Regnum, 30.11.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики