Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Кто подливает масло в огонь топливного кризиса?

Кто подливает масло в огонь топливного кризиса?

Почему рост цен на топливо в России так сложно сдержать, несмотря на прилагаемые усилия?

Одной из самых «горячих» и широко обсуждаемых тем сегодня является топливный кризис. Президент и правительство едва ли не в режиме «ручного управления» пытаются сдержать рост цен на бензин и дизельное топливо. Месяц назад между крупнейшими нефтяными компаниями и правительством было заключено соглашение о заморозке оптовых цен до 31 марта 2019 г., принят ряд других мер. Тем не менее, розничные цены на бензин по-прежнему продолжают рост, по крайней мере, в отдельных регионах, увеличивая риск повышения инфляции и снижения уровня жизни населения.

Попробуем разобраться, почему рост цен на топливо так сложно сдержать, несмотря на прилагаемые усилия. Прежде всего, отметим, что у нас в стране достаточно давно сложилась странная, с точки зрения объективных экономических и рыночных законов, ситуация: когда цена на нефть растет, растет и цена на бензин, а когда цена на нефть падает… цена на бензин все равно растет! Как отмечают эксперты, это во многом связано со спецификой и институциональными особенностями российского топливного рынка. На нем в рознице действуют, условно говоря, два вида игроков: АЗС крупных нефтяных компаний (вертикально интегрированные компании, ВИНКи) и независимые региональные сети АЗС, которые тесно связаны с перекупщиками и биржевыми спекулянтами. Под прикрытием биржевой торговли они совершают договорные сделки, увеличивают количество спекулятивных операций и значительно удлиняют цепочку посредников, что в результате накручивает цену для конечного потребителя.

Соотношение ВИНКов и «сетевиков» варьируется в зависимости от конкретного региона, но в целом по стране доля «сетевиков» составляет около 30%. При этом в ряде регионов независимые сети являются, по сути, монополистами, что позволяет им формировать ценообразование на местном уровне, исходя из собственных интересов. А их интерес понятен — постоянный рост цен и получение сверхприбыли. Как это отражается на экономике региона и страны в целом, их не интересует. Тем более, их не волнует, что потребители вынуждены платить за топливо завышенные цены.

Основные принципы и условия работы у ВИНКов и независимых сетей существенных образом отличаются. ВИНКи, как часть материнской структуры, ведут прозрачный бизнес, в полном объеме выплачивают налоги, несут высокую социальную нагрузку. «Сетевики» же зачастую работают в «серую», по «контрафактным» схемам, а налоговая и социальная нагрузка у них гораздо меньше. Да и ответственности за устойчивое обеспечение региона топливом они не несут. Кроме того, в некоторых регионах независимые АЗС — это традиционный источник дохода для криминальных группировок, прежде всего, по причине возможности использования «серых» схем, позволяющих получать значительную неучтенную прибыль.

Руководитель Центра политэкономических исследований Института нового общества Василий Колташов подчеркивает: «В отдельных регионах сложилась опасная ситуация, которая негативно влияет на экономические процессы как в данных субъектах РФ, так и в России в целом. Топливный рынок там, по сути, захвачен так называемыми «бензиновыми баронами». Они выстроили целые производственно-технологические цепочки, обеспечивающие неучтенной нефтью «серые» НПЗ, ее последующую переработку и поставку на АЗС. Причем эти «бизнесмены», как правило, являются владельцами всех компаний, которые обеспечивают функционирование данных полукриминальных схем. К сожалению, отдельные представители государственных структур и контролирующих органов покрывают подобную деятельность, причем явно небескорыстно. К очевидным последствиям такой модели функционирования рынка относится нарушение механизма справедливой конкуренции, а также необоснованный рост цен на топливо, что, в свою очередь, способствует повышению инфляции».

Еще одна острая проблема — качество топлива. На заправках ведущих брендов, как правило, полностью выдерживаются все необходимые стандарты. На заправках «сетевиков» очень высок риск купить суррогатное топливо со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями для автомобиля.

«К независимым АЗС есть серьезные претензии по качеству топлива и по завышению цен», — считает глава Фонда национальной энергобезопасности Константин Симонов.

То есть, пользуясь услугами «сетевиков», потребители не только вынуждены переплачивать за топливо, но еще и его качество оказывается, мягко говоря, сомнительным.

На этом фоне вызывает сильное удивление позиция, которой придерживается Федеральная антимонопольная служба (ФАС), которая, казалось бы, должна приструнить региональных «бензиновых королей».

«Парадоксально, но ФАС выступает, по сути, на стороне сетевиков», игнорируя все многочисленные негативные аспекты их деятельности», — отмечает ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев.

Впрочем, как заверяет вице-премьер Дмитрий Козак, до конца декабря нынешнего года пройдет системная ревизия независимых АЗС. Остается надеяться, что меры, которые будут приняты по ее итогам, помогут оздоровить ситуацию на топливном рынке.

Автор: Дмитрий Наумов

Источник: ИА Regnum, 30.11.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики