Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Ласкаво просимо? Украина снижает тарифы на транзит газа

Ласкаво просимо? Украина снижает тарифы на транзит газа

На Украине снизят тарифы на транзит газа. Как сообщила в Facebook глава Нацкомиссии по вопросам регулирования энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) Оксана Кривенко, одобрен проект постановления об уменьшении вдвое тарифов на услуги транспортировки газа для точек входа и точек выхода.

«Сегодня одобрили проект постановления НКРЭКУ, который предусматривает уменьшение более чем вдвое тарифов на услуги транспортировки газа для точек входа и точек выхода. Новый тариф позволит повысить конкурентоспособность ГТС, открыть новые возможности для газодобытчиков и одновременно покрыть все операционные расходы оператора газотранспортной системы и обеспечить достаточный уровень прибыли для капитальных инвестиций», — написала Оксана Кривенко. Планируется, что тарифы на транспортировку газа для всех трансграничных точек входа в ГТС планируется снизить в 2,1 раза — с $ 12,47 до $ 6,04 за одну тыс. кубометров в сутки (без НДС). Тарифы для точек выхода будут снижены в 1,5−2,1 раза.

В 2016 году, несмотря на действующий контракт «Газпрома» и «Нафтогаза Украины» по транспортировке газа с установленными тарифами, НКРЭКУ установила новую стоимость транзита — более чем в два раза выше. Эти тарифы и планируют снизить. Таким образом, стоимость транспортировки российского газа на самом крупном словацком направлении должна составить $ 21,09−26,72. «Газпром» же, в свою очередь, платит по-прежнему по контрактным тарифам. Они выше или почти совпадают с предложенной стоимостью — около $ 27,5 за тысячу кубометров на словацком направлении.

Впрочем, и это не все. Реформирование «Нафтогаза Украины» и выделение оператора газотранспортной системы в отдельную независимую компанию приведет к тому, что «Газпром» может отказаться от долгосрочного контракта и продолжить транзит газ, бронируя мощности. Об этом заявил председатель правления украинской нацкомпании Андрей Коболев, сообщает «Интерфакс». «Газпром может в принципе не подписывать контракт с украинской стороной. В конце 2019 года „Газпром“ может прийти к украинскому оператору ГТС, который на тот момент должен быть полностью подготовлен к отделению от группы „Нафтогаз“, и просто заказать услуги, как это сейчас делают другие шипперы (транзитеры), — сказал глава „Нафтогаза Украины“. — Это будет значить, что он будет оплачивать тот же тариф, который оплачивают все остальные на общих условиях. Он может забронировать объем транзита газа, к примеру, на 2020 год, или на полгода, или на месяц, воспользовавшись таким механизмом».

О возможном снижении цены руководитель украинской нацкомпании говорил еще в мае. «Необходимая выручка (от транзита) должна составлять минимум $ 3 млрд в 2017−2018 годах, а текущий тариф может быть $ 2,4 за 1000 куб. м на 100 км при транспортировке 110 млрд кубометров газа в год, что ниже, чем дают другие компании, в том числе „Газпром“, при долгосрочной продаже мощностей при других надлежащих условиях», — заявил Андрей Коболев в Брюсселе. Предложенная цена лишь на десять центов ниже контрактных тарифов, по которым платит «Газпром». Объем в 110 млрд кубометров при этом указан в нынешнем контракте, но российский холдинг его не выбирает. Эксперты тогда сообщили EADaily, что такое предложение не устроит «Газпром», так как это в полтора раза дороже «Северного потока» и российский холдинг может заинтересоваться, если цена будет ниже $ 2.

Осенью Еврокомиссия проводила с Украиной и Россией трехсторонние консультации, на которых выступала за то, чтобы российский холдинг сохранил украинский транзит на уровне поддержания ГТС, а украинские тарифы были экономически привлекательны. Глава Минэнерго Украины Игорь Насалик заявлял о не менее 40 млрд кубометрах в год.

Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач считает, что это первое движение Украины в правильном направлении, если в Киеве хотят сохранить транзит. «Конкретные цифры сложно обсуждать без документа. Те тарифы вход-выход, которые украинский регулятор утвердил пару лет назад, были абсолютно не конкурентоспособны по сравнению с ценой транспортировки по альтернативным маршрутам», — заметил эксперт. Он предполагает, что на решение Киева могли повлиять Германия и динамика реализации «Турецкого потока» и «Северного потока-2».

Строительство морской части «Турецкого потока» завершено, а по 1200-километровому «Северному потоку-2» уложено уже 300 километров трубопровода в водах Германии и Финляндии. Оба газопровода должны быть запущены в конце следующего года, когда закончится транзитный российско-украинский контракт. Транзит газа через Украину в последующие годы может снизиться до 10−15 млрд кубометров, заявляли в «Газпроме». При этом в 2020—2021 годах российскому холдингу все равно придется сохранить большие объемы, 30−40 млрд кубометров, так как не будет полностью готова принимающая инфраструктура в Болгарии и Германии. В любом случае, Украина потеряет более $ 2 млрд доходов, что обернется падением ВВП на 3%.

Источник: EADaily, 30.11.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики