Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Катар спровоцирует распад ОПЕК?

Катар спровоцирует распад ОПЕК?

Катар планирует выйти из Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) в начале следующего года. Об этом сообщили СМИ со ссылкой на главу Минэнерго эмирата Мухаммеда бен Салеха ас-Сада.

"Катар решил выйти из ОПЕК с 1 января 2019 года, в понедельник проинформирует об этом организацию", - приводит РИА Новости слова Ас-Сада.

Напомним, в конце 2016 года в Вене ОПЕК и ряд не входящих в картель стран (ОПЕК+) договорились о сокращении добычи нефти на 1,8 млн баррелей в сутки с уровня октября 2016 года. В начале декабря состоится очередная встреча ОПЕК+, на которой, как ожидается, члены сделки вновь рассмотрят вопрос возможного сокращения объемов нефтедобычи в 2019 году.

Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков, решение Катара является в первую очередь политическим и связано с длительным конфликтом с Саудовской Аравией. "Экономики тут мало, поскольку Катар не играет большой роли на нефтяном рынке – это крупнейший производитель и экспортер сжиженного природного газа, но нефти он экспортирует и производит крайне мало. 80 млн т ежегодной добычи, из которых потребляется 13 млн т, – это очень мало. Выход Катара из ОПЕК, контролирующего, в основном, именно производство и экспорт нефти, не означает, что страна резко нарастит объемы добычи – у нее нет таких возможностей. Катар просто демонстрирует Саудовской Аравии, что Эр-Рияд над ним не властен", - пояснил он.

"Катар не боится того, что ему сократят квоту на добычу, так как там сокращать почти нечего, но хочет показать, что он находится в оппозиции Саудовской Аравии и не зависит от решений саудитов. Таким образом, выход Катара из ОПЕК не означает ни существенного увеличения предложения на мировом рынке, ни перспективы лавинообразного развала картеля. Остальные страны прекрасно понимают, что, если они выйдут из ОПЕК и картель развалится, вместе с этим распадется и формат ОПЕК+, а это приведет к неконтролируемому росту объема нефтедобычи в крупнейших экспортерах, из-за чего цены на нефть упадут и всем от этого будет очень плохо. Минусы развала ОПЕК перевешивают плюсы свободного плавания, и позволить себе такой ход могут только государства с незначительными объемами нефтяного производства", - подчеркнул Игорь Юшков.

Вице-президент группы компаний "НьюТек Сервисез", профессор РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина Валерий Бессель также обратил внимание на несущественность ухода Катара для ОПЕК. "Катар несравним с основными участниками картеля по уровню добычи нефти. Скорее, это попытка развязать себе руки с точки зрения торговли нефтью, возможно, они хотят увеличить свою квоту на Китай в силу санкционных ограничений, которые наложены на Иран. Между арабским миром и Ираном всегда существовали противоречия, они уходящие настолько далеко в прошлое, что сейчас их никто не способен преодолеть. И пока есть возможность, почему бы Катару не продать больше нефти и больше заработать на санкциях против Ирана в обход квот ОПЕК?", - сказал он.

"К новостям из картеля не стоит относиться слишком серьезно, так как его договоренности не носят юридически обязывающего характера. Договор 2016-2017 годов снизил общую нефтедобычу в ОПЕК всего на 27 млн т в год, что незначительно с точки зрения мировой нефтедобычи в 4 млрд т нефти в год. Это было лишь создание информационного повода, оказавшего позитивное влияние на рост цен на нефть. И сейчас мы тоже имеем дело с информационным поводом, который при рыночной экономике влияет на цены на нефть, хотя и несущественно, ведь основным трендом по-прежнему остается соотношение спроса и предложения. Предложение сейчас по нефти есть, спрос оно удовлетворяет, и цены находятся на очень комфортном для всех уровне $60-70 за баррель, это то, как мы и рассчитывали", - заключил Валерий Бессель. 

Источник: Вестник Кавказа, 03.12.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики