Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Катар спровоцирует распад ОПЕК?

Катар спровоцирует распад ОПЕК?

Катар планирует выйти из Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) в начале следующего года. Об этом сообщили СМИ со ссылкой на главу Минэнерго эмирата Мухаммеда бен Салеха ас-Сада.

"Катар решил выйти из ОПЕК с 1 января 2019 года, в понедельник проинформирует об этом организацию", - приводит РИА Новости слова Ас-Сада.

Напомним, в конце 2016 года в Вене ОПЕК и ряд не входящих в картель стран (ОПЕК+) договорились о сокращении добычи нефти на 1,8 млн баррелей в сутки с уровня октября 2016 года. В начале декабря состоится очередная встреча ОПЕК+, на которой, как ожидается, члены сделки вновь рассмотрят вопрос возможного сокращения объемов нефтедобычи в 2019 году.

Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков, решение Катара является в первую очередь политическим и связано с длительным конфликтом с Саудовской Аравией. "Экономики тут мало, поскольку Катар не играет большой роли на нефтяном рынке – это крупнейший производитель и экспортер сжиженного природного газа, но нефти он экспортирует и производит крайне мало. 80 млн т ежегодной добычи, из которых потребляется 13 млн т, – это очень мало. Выход Катара из ОПЕК, контролирующего, в основном, именно производство и экспорт нефти, не означает, что страна резко нарастит объемы добычи – у нее нет таких возможностей. Катар просто демонстрирует Саудовской Аравии, что Эр-Рияд над ним не властен", - пояснил он.

"Катар не боится того, что ему сократят квоту на добычу, так как там сокращать почти нечего, но хочет показать, что он находится в оппозиции Саудовской Аравии и не зависит от решений саудитов. Таким образом, выход Катара из ОПЕК не означает ни существенного увеличения предложения на мировом рынке, ни перспективы лавинообразного развала картеля. Остальные страны прекрасно понимают, что, если они выйдут из ОПЕК и картель развалится, вместе с этим распадется и формат ОПЕК+, а это приведет к неконтролируемому росту объема нефтедобычи в крупнейших экспортерах, из-за чего цены на нефть упадут и всем от этого будет очень плохо. Минусы развала ОПЕК перевешивают плюсы свободного плавания, и позволить себе такой ход могут только государства с незначительными объемами нефтяного производства", - подчеркнул Игорь Юшков.

Вице-президент группы компаний "НьюТек Сервисез", профессор РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина Валерий Бессель также обратил внимание на несущественность ухода Катара для ОПЕК. "Катар несравним с основными участниками картеля по уровню добычи нефти. Скорее, это попытка развязать себе руки с точки зрения торговли нефтью, возможно, они хотят увеличить свою квоту на Китай в силу санкционных ограничений, которые наложены на Иран. Между арабским миром и Ираном всегда существовали противоречия, они уходящие настолько далеко в прошлое, что сейчас их никто не способен преодолеть. И пока есть возможность, почему бы Катару не продать больше нефти и больше заработать на санкциях против Ирана в обход квот ОПЕК?", - сказал он.

"К новостям из картеля не стоит относиться слишком серьезно, так как его договоренности не носят юридически обязывающего характера. Договор 2016-2017 годов снизил общую нефтедобычу в ОПЕК всего на 27 млн т в год, что незначительно с точки зрения мировой нефтедобычи в 4 млрд т нефти в год. Это было лишь создание информационного повода, оказавшего позитивное влияние на рост цен на нефть. И сейчас мы тоже имеем дело с информационным поводом, который при рыночной экономике влияет на цены на нефть, хотя и несущественно, ведь основным трендом по-прежнему остается соотношение спроса и предложения. Предложение сейчас по нефти есть, спрос оно удовлетворяет, и цены находятся на очень комфортном для всех уровне $60-70 за баррель, это то, как мы и рассчитывали", - заключил Валерий Бессель. 

Источник: Вестник Кавказа, 03.12.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики