Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Катар хочет выходом из ОПЕК повысить свой статус на мировом рынке нефти

Катар хочет выходом из ОПЕК повысить свой статус на мировом рынке нефти

Катар с января 2019 года намерено покинуть Организацию стран - экспортеров нефти, заявил министр энергетики страны Саада Шерида Аль-Кааби.
 
Игорь Юшков, ведущий аналитик ФНЭБ, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ:
 
Катар вышел из организаций по политическим мотивам, поскольку постоянно находился под давлением Саудовской Аравии. Она считается главным игроком в рамках картеля. Получалось, что саудиты картель лоббировали, а остальные в нём второстепенные и третьестепенные игроки. Катар же хочет быть таким же лидером в рамках глобальных соглашений, как и саудиты, и Россия и играть с ними на равных. По этой причине, желая быть на равных правах, Катар из картеля и выходит. Правда, сейчас ещё не очень понятны особенности его выхода. Может оказаться, что из картеля он выходит, а в рамках соглашения ОПЕК+ остается. Подобный статус – не входит в картель, но в соглашении по регулированию объёма добычи участвует – занимает и Россия. Вполне возможно такому же статусу стремится и Катар. Из второстепенного игрока таким образом он становится переговорщиком ОПЕК+. Пока комментариев по этому поводу он ещё не давал. 
 
Однако даже повысив таким образом свой статус или даже пустившись в самостоятельное плавание, покинув ОПЕК+, существенно на нефтяной рынок Катар не повлияет. Ведь нефть он добывает на максимуме своих возможностей, основная его деятельность это добыча и продажа сжиженного газа и его производной - газового конденсата. На рынке нефти он не такой уж и большой игрок, посравнению со своими соседями. Даже если Катар выйдет из всех соглашений, ещё не значит, что он сможет существенно увеличить свою добычу нефти и качнуть чашу весов предложения на нефтяном рынке, дебалансировав его. 
 
Я думаю, что Катар не сможет существенно нарастить объем добычи нефти. То есть из организаций ОПЕК он выходит для того, чтобы выйти из-под влияния саудитов, с которыми у него традиционно плохие отношения. 
 
В рамках ОПЕК+, скорее всего, будет заключено ещё одно соглашение по сокращению производства. Здесь уже игроком никуда не деться. Ведь если они соберутся и не подпишут подобного соглашения, то цена на нефть упадёт ещё больше и начнётся вторая волна паники на рынке нефти. Сейчас нельзя пускать ситуацию на самотёк – необходимо договариваться. Конечно, будут сложности, кто, сколько и в какие сроки будет сокращать добычу, но факт сокращения участники ОПЕК+ должны подтвердить, иначе ситуация может откатиться к 2014 году, когда все добывали по максимуму и дошли до перепроизводства. Вслед за Катаром навряд ли кто-то захочет выходить из ОПЕК+, так как после пары подобных выходов вся история с соглашениями начнёт рушиться. Минуса от развала картеля значительно больше, чем плюсы, которые страны получат от увеличение объема добычи. Думаю, что Катар это единичный случай и навряд ли он совсем откажется от регулирования объемов добычи.

Источник: Центр энергетической экспертизы, 03.12.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики