Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Катар хочет выходом из ОПЕК повысить свой статус на мировом рынке нефти

Катар хочет выходом из ОПЕК повысить свой статус на мировом рынке нефти

Катар с января 2019 года намерено покинуть Организацию стран - экспортеров нефти, заявил министр энергетики страны Саада Шерида Аль-Кааби.
 
Игорь Юшков, ведущий аналитик ФНЭБ, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ:
 
Катар вышел из организаций по политическим мотивам, поскольку постоянно находился под давлением Саудовской Аравии. Она считается главным игроком в рамках картеля. Получалось, что саудиты картель лоббировали, а остальные в нём второстепенные и третьестепенные игроки. Катар же хочет быть таким же лидером в рамках глобальных соглашений, как и саудиты, и Россия и играть с ними на равных. По этой причине, желая быть на равных правах, Катар из картеля и выходит. Правда, сейчас ещё не очень понятны особенности его выхода. Может оказаться, что из картеля он выходит, а в рамках соглашения ОПЕК+ остается. Подобный статус – не входит в картель, но в соглашении по регулированию объёма добычи участвует – занимает и Россия. Вполне возможно такому же статусу стремится и Катар. Из второстепенного игрока таким образом он становится переговорщиком ОПЕК+. Пока комментариев по этому поводу он ещё не давал. 
 
Однако даже повысив таким образом свой статус или даже пустившись в самостоятельное плавание, покинув ОПЕК+, существенно на нефтяной рынок Катар не повлияет. Ведь нефть он добывает на максимуме своих возможностей, основная его деятельность это добыча и продажа сжиженного газа и его производной - газового конденсата. На рынке нефти он не такой уж и большой игрок, посравнению со своими соседями. Даже если Катар выйдет из всех соглашений, ещё не значит, что он сможет существенно увеличить свою добычу нефти и качнуть чашу весов предложения на нефтяном рынке, дебалансировав его. 
 
Я думаю, что Катар не сможет существенно нарастить объем добычи нефти. То есть из организаций ОПЕК он выходит для того, чтобы выйти из-под влияния саудитов, с которыми у него традиционно плохие отношения. 
 
В рамках ОПЕК+, скорее всего, будет заключено ещё одно соглашение по сокращению производства. Здесь уже игроком никуда не деться. Ведь если они соберутся и не подпишут подобного соглашения, то цена на нефть упадёт ещё больше и начнётся вторая волна паники на рынке нефти. Сейчас нельзя пускать ситуацию на самотёк – необходимо договариваться. Конечно, будут сложности, кто, сколько и в какие сроки будет сокращать добычу, но факт сокращения участники ОПЕК+ должны подтвердить, иначе ситуация может откатиться к 2014 году, когда все добывали по максимуму и дошли до перепроизводства. Вслед за Катаром навряд ли кто-то захочет выходить из ОПЕК+, так как после пары подобных выходов вся история с соглашениями начнёт рушиться. Минуса от развала картеля значительно больше, чем плюсы, которые страны получат от увеличение объема добычи. Думаю, что Катар это единичный случай и навряд ли он совсем откажется от регулирования объемов добычи.

Источник: Центр энергетической экспертизы, 03.12.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики