Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Катар хочет выходом из ОПЕК повысить свой статус на мировом рынке нефти

Катар хочет выходом из ОПЕК повысить свой статус на мировом рынке нефти

Катар с января 2019 года намерено покинуть Организацию стран - экспортеров нефти, заявил министр энергетики страны Саада Шерида Аль-Кааби.
 
Игорь Юшков, ведущий аналитик ФНЭБ, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ:
 
Катар вышел из организаций по политическим мотивам, поскольку постоянно находился под давлением Саудовской Аравии. Она считается главным игроком в рамках картеля. Получалось, что саудиты картель лоббировали, а остальные в нём второстепенные и третьестепенные игроки. Катар же хочет быть таким же лидером в рамках глобальных соглашений, как и саудиты, и Россия и играть с ними на равных. По этой причине, желая быть на равных правах, Катар из картеля и выходит. Правда, сейчас ещё не очень понятны особенности его выхода. Может оказаться, что из картеля он выходит, а в рамках соглашения ОПЕК+ остается. Подобный статус – не входит в картель, но в соглашении по регулированию объёма добычи участвует – занимает и Россия. Вполне возможно такому же статусу стремится и Катар. Из второстепенного игрока таким образом он становится переговорщиком ОПЕК+. Пока комментариев по этому поводу он ещё не давал. 
 
Однако даже повысив таким образом свой статус или даже пустившись в самостоятельное плавание, покинув ОПЕК+, существенно на нефтяной рынок Катар не повлияет. Ведь нефть он добывает на максимуме своих возможностей, основная его деятельность это добыча и продажа сжиженного газа и его производной - газового конденсата. На рынке нефти он не такой уж и большой игрок, посравнению со своими соседями. Даже если Катар выйдет из всех соглашений, ещё не значит, что он сможет существенно увеличить свою добычу нефти и качнуть чашу весов предложения на нефтяном рынке, дебалансировав его. 
 
Я думаю, что Катар не сможет существенно нарастить объем добычи нефти. То есть из организаций ОПЕК он выходит для того, чтобы выйти из-под влияния саудитов, с которыми у него традиционно плохие отношения. 
 
В рамках ОПЕК+, скорее всего, будет заключено ещё одно соглашение по сокращению производства. Здесь уже игроком никуда не деться. Ведь если они соберутся и не подпишут подобного соглашения, то цена на нефть упадёт ещё больше и начнётся вторая волна паники на рынке нефти. Сейчас нельзя пускать ситуацию на самотёк – необходимо договариваться. Конечно, будут сложности, кто, сколько и в какие сроки будет сокращать добычу, но факт сокращения участники ОПЕК+ должны подтвердить, иначе ситуация может откатиться к 2014 году, когда все добывали по максимуму и дошли до перепроизводства. Вслед за Катаром навряд ли кто-то захочет выходить из ОПЕК+, так как после пары подобных выходов вся история с соглашениями начнёт рушиться. Минуса от развала картеля значительно больше, чем плюсы, которые страны получат от увеличение объема добычи. Думаю, что Катар это единичный случай и навряд ли он совсем откажется от регулирования объемов добычи.

Источник: Центр энергетической экспертизы, 03.12.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики