Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Северный поток-2" добавит Киеву договороспособности по транзиту газа через Украину

"Северный поток-2" добавит Киеву договороспособности по транзиту газа через Украину

Слова Пескова, что транзит газа через Украину может продолжиться после ввода "Северного потока-2", вполне оправданы - вопрос лишь в объемах. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов

"Все вопросы о полном прекращении транзита российского газа через Украину наталкиваются на простой довод: РФ в ближайшее время просто физически не сможет отказаться от этого маршрута поставок. Ведь введение второй ветки "Северного потока" и двух ниток "Турецкого потока", эти объемы недостаточны для замещения украинского транзита. И вопрос "экономической целесообразности" будет присутствовать еще достаточно долго.

Она, по сути, исчезнет только в двух случаях. Первый – если Россия значительно сократит поставки газа в Европы, то ей хватит обходных маршрутов, которые пойдут в Европу. Но сейчас объемы продаваемого Европе газа ежегодно только растут. Второй вариант – появятся новые маршруты поставок в Европу, что даст возможность полностью заместить объемы, перекачиваемые через Украину. Но и этот вариант достаточно спорный", - отмечает аналитик.

Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков рассказал, что Россия может продолжить поставлять газ в Европу через Украину и после запуска газопровода "Северный поток-2". Он напомнил, что об этом ранее неоднократно говорил и глава государства Владимир Путин. "Он говорил о том, что речи о прекращении транзита через Украину с вводом в эксплуатацию "Северного потока-2" не идет, - отметил Песков. - Этот транзит будет и дальше возможен, но опять же все зависит от украинской стороны". Путин неоднократно говорил о готовности сохранить транзит газа через Украину после 2019 года, если Киев докажет экономическую целесообразность контракта.

"Сейчас в Турцию прокладывают две нитки "Турецкого потока", но ранее говорилось о продолжении проекта еще на две нитки. В данный момент эти планы выглядят лишь идеей, пока ее еще не обсуждают – возможно, к ней вернутся в будущем, но пока она вне повестки дня. Второй вариант дополнительных мощностей – прокладка "Северного потока-3" параллельно первым двум газопроводам. Однако мы помним, с каким противодействием со стороны США и Европы столкнулись первые два проекта, и вряд ли легко будет согласовать третий.

То есть транзит сохранится, вопрос лишь в объемах - с чем остается Украина? Это простая арифметика: сейчас через эту страну Россия перекачивает чуть более 90 млрд кубометров газа в год. Мощность второй ветки "Северного потока" – 55 млрд "кубов" в год, одной нитки "Турецкого потока" – 16 млрд. То есть в начале 2020-х Украина рискует потерять порядка 65-70 млрд кубометров транзита газа. В 2017 году Киев за перекачку получил около 3 млрд долларов, то есть в будущем более двух миллиардов ежегодно он недополучит", - подчеркивает специалист.

Последствия для Украины

Вторая нитка газопровода "Турецкий поток" может заработать на полную мощность уже к 2022 году, что фактически оставляет без газа транзит через Украину. То есть она способна "вычесть" из объемов перекачки по Украине еще 16 млрд кубометров ежегодно, что оставляет Киеву символические 8-10 млрд "кубов" в год. Однако пока строительство газовой инфраструктуры в Европе еще не началось – предположительно "труба" пройдет через Болгарию, Сербию, Венгрию и Словакию. В первые две страны газ, по планам, пойдет уже с 2020 года, в Венгрию - с 2021-го и в Словакию - во второй половине 2022-го. 

Европейские издания отметили: операторы Венгрии, Словакии и Австрии в конце октября уже провели аукцион на бронирование новых мощностей с октября 2022 года на семь лет, болгарские компании проведут аукцион на будущие мощности газопроводов в декабре. Вторая нитка "Турецкого потока" тем самым повторит маршрут замороженного в 2014 году под давлением США "Южного потока". Ранее эксперты предрекали, что через Украину будет транспортироваться где-то 25-30 млрд кубометров в год реальной транспортировки плюс возможные резервные мощности.

"Здесь возникает следующая проблема: если Украина потеряет значительную часть транзита, сможет ли она поддерживать в работоспособном состоянии свою газотранспортную систему. И в Киеве это понимают, именно поэтому реагируют на обходные российские газопроводы крайне нервною. Очевидно, что украинская сторона в ближайшее время попытается повысить тарифы на транзит газа, что сделает перекачку по ее территории еще менее выгодной в сравнении с альтернативными маршрутами.

Киев искренне считает, что Европа должна обеспечить ему объемы перекачки, принудив Россию к использованию этого маршрута даже на невыгодных для нее условиях. Это в какой-то мере шантажистская политика – Европа понимает, что в случае потери доходов от транзита Украина станет стремительно нищать, усугубятся серьезные социальные проблемы. Евросоюз понимает, что столь взрывоопасный "сосед" ему под боком не нужен, но и поддерживать его финансово совсем не горит желанием.

То есть Европа постарается добиться сохранения для Украины максимальных объемов транзита, но и Россия справедливо требует вменяемого поведения со стороны Киева. Единственное, что в этой ситуации радует – Евросоюз не однородная масса, а переплетение интересов почти трех десятков государств, часть элит которых неизбежно выступит на стороне России. При этом ввод в действие "Северного потока-2" однозначно добавит Киеву договороспособности при обсуждении вопроса украинского транзита – если уже несешь значительные финансовые потери из-за обходного маршрута, то приложишь все усилия, чтобы их минимизировать", - заключает Александр Перов.

Автор: Максим Бут 

Источник: Экономика сегодня, 04.12.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики