Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Северный поток-2" добавит Киеву договороспособности по транзиту газа через Украину

"Северный поток-2" добавит Киеву договороспособности по транзиту газа через Украину

Слова Пескова, что транзит газа через Украину может продолжиться после ввода "Северного потока-2", вполне оправданы - вопрос лишь в объемах. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов

"Все вопросы о полном прекращении транзита российского газа через Украину наталкиваются на простой довод: РФ в ближайшее время просто физически не сможет отказаться от этого маршрута поставок. Ведь введение второй ветки "Северного потока" и двух ниток "Турецкого потока", эти объемы недостаточны для замещения украинского транзита. И вопрос "экономической целесообразности" будет присутствовать еще достаточно долго.

Она, по сути, исчезнет только в двух случаях. Первый – если Россия значительно сократит поставки газа в Европы, то ей хватит обходных маршрутов, которые пойдут в Европу. Но сейчас объемы продаваемого Европе газа ежегодно только растут. Второй вариант – появятся новые маршруты поставок в Европу, что даст возможность полностью заместить объемы, перекачиваемые через Украину. Но и этот вариант достаточно спорный", - отмечает аналитик.

Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков рассказал, что Россия может продолжить поставлять газ в Европу через Украину и после запуска газопровода "Северный поток-2". Он напомнил, что об этом ранее неоднократно говорил и глава государства Владимир Путин. "Он говорил о том, что речи о прекращении транзита через Украину с вводом в эксплуатацию "Северного потока-2" не идет, - отметил Песков. - Этот транзит будет и дальше возможен, но опять же все зависит от украинской стороны". Путин неоднократно говорил о готовности сохранить транзит газа через Украину после 2019 года, если Киев докажет экономическую целесообразность контракта.

"Сейчас в Турцию прокладывают две нитки "Турецкого потока", но ранее говорилось о продолжении проекта еще на две нитки. В данный момент эти планы выглядят лишь идеей, пока ее еще не обсуждают – возможно, к ней вернутся в будущем, но пока она вне повестки дня. Второй вариант дополнительных мощностей – прокладка "Северного потока-3" параллельно первым двум газопроводам. Однако мы помним, с каким противодействием со стороны США и Европы столкнулись первые два проекта, и вряд ли легко будет согласовать третий.

То есть транзит сохранится, вопрос лишь в объемах - с чем остается Украина? Это простая арифметика: сейчас через эту страну Россия перекачивает чуть более 90 млрд кубометров газа в год. Мощность второй ветки "Северного потока" – 55 млрд "кубов" в год, одной нитки "Турецкого потока" – 16 млрд. То есть в начале 2020-х Украина рискует потерять порядка 65-70 млрд кубометров транзита газа. В 2017 году Киев за перекачку получил около 3 млрд долларов, то есть в будущем более двух миллиардов ежегодно он недополучит", - подчеркивает специалист.

Последствия для Украины

Вторая нитка газопровода "Турецкий поток" может заработать на полную мощность уже к 2022 году, что фактически оставляет без газа транзит через Украину. То есть она способна "вычесть" из объемов перекачки по Украине еще 16 млрд кубометров ежегодно, что оставляет Киеву символические 8-10 млрд "кубов" в год. Однако пока строительство газовой инфраструктуры в Европе еще не началось – предположительно "труба" пройдет через Болгарию, Сербию, Венгрию и Словакию. В первые две страны газ, по планам, пойдет уже с 2020 года, в Венгрию - с 2021-го и в Словакию - во второй половине 2022-го. 

Европейские издания отметили: операторы Венгрии, Словакии и Австрии в конце октября уже провели аукцион на бронирование новых мощностей с октября 2022 года на семь лет, болгарские компании проведут аукцион на будущие мощности газопроводов в декабре. Вторая нитка "Турецкого потока" тем самым повторит маршрут замороженного в 2014 году под давлением США "Южного потока". Ранее эксперты предрекали, что через Украину будет транспортироваться где-то 25-30 млрд кубометров в год реальной транспортировки плюс возможные резервные мощности.

"Здесь возникает следующая проблема: если Украина потеряет значительную часть транзита, сможет ли она поддерживать в работоспособном состоянии свою газотранспортную систему. И в Киеве это понимают, именно поэтому реагируют на обходные российские газопроводы крайне нервною. Очевидно, что украинская сторона в ближайшее время попытается повысить тарифы на транзит газа, что сделает перекачку по ее территории еще менее выгодной в сравнении с альтернативными маршрутами.

Киев искренне считает, что Европа должна обеспечить ему объемы перекачки, принудив Россию к использованию этого маршрута даже на невыгодных для нее условиях. Это в какой-то мере шантажистская политика – Европа понимает, что в случае потери доходов от транзита Украина станет стремительно нищать, усугубятся серьезные социальные проблемы. Евросоюз понимает, что столь взрывоопасный "сосед" ему под боком не нужен, но и поддерживать его финансово совсем не горит желанием.

То есть Европа постарается добиться сохранения для Украины максимальных объемов транзита, но и Россия справедливо требует вменяемого поведения со стороны Киева. Единственное, что в этой ситуации радует – Евросоюз не однородная масса, а переплетение интересов почти трех десятков государств, часть элит которых неизбежно выступит на стороне России. При этом ввод в действие "Северного потока-2" однозначно добавит Киеву договороспособности при обсуждении вопроса украинского транзита – если уже несешь значительные финансовые потери из-за обходного маршрута, то приложишь все усилия, чтобы их минимизировать", - заключает Александр Перов.

Автор: Максим Бут 

Источник: Экономика сегодня, 04.12.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики