Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газопровод Туркмения-Индия скорректирует позиции российского СПГ

Газопровод Туркмения-Индия скорректирует позиции российского СПГ

Реализация газопровода из Туркменистана в Индию может сказаться на ценах российского СПГ в эту страну, но при этом и нарастить объемы поставок этого СПГ. Об этом сказал эксперт ФБА "Экономика сегодня" Алексей Гривач.

Реализация проекта строительства ТАПИ, газопровода из Туркменистана в Индию, начнется в первой половине 2019 года. Как сообщают представители Туркменистана, исследовательский этап закончен, строительство стартует в первом квартале. Предполагается, что до Индии газопровод дойдет за 2,5 года. Вероятный объем поставок - 33 миллиарда кубометров. 

Сегодня почти половина - 45% - потребляемого страной газа приходится на импорт, при этом спрос на энергоресурсы растет. В будущем Индия намерена заметно увеличить долю газа энергобалансе более чем в два раза, с 6,2% до 15%.

Одним из сегодняшних экспортеров газа в Индию является Россия, которая поставляет сжиженный природный газ в рамках долгосрочного контракта, подписанного еще в 2012-м. Поставки начались в этом году. Глава Минэнерго страны Дхаремндра Прадхан сообщал тогда, что компания Gail по контракту с Gazprom Marketing & Trading намерена приобретать 2,85 млн тонн СПГ в год.

"Также вызывает удовлетворение, что Газпром и Gail ранее внесли поправки в контракт о поставках СПГ, увеличив объемы закупок и изменив цены. На более поздних этапах это позволит Индии импортировать газ и с проекта "Ямал СПГ", – подчеркивал министр.

По контракту предполагалось поставлять 2,5 млн тонн СПГ в год через пять-шесть лет. Позже условия были скорректированы в сторону увеличения поставок до 3,5 млн тонн и срока - с 20 до 23 лет.  

Сложный проект

Отсутствие у Индии источников поставок трубопроводного газа сильно тормозит ее развитие, говорит заместитель генерального директора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. Опираться только на СПГ - слишком дорого, Индия не может себе это позволить, отсюда потребность в газопроводе.

"Но ТАПИ, газопровод, о котором идет речь - проект сложный, так как должен идти через Афганистан, где непростая ситуация, и через Пакистан, с которым отношения у Индии не самые идеальные. На самом деле Индия уже объявляла о начале строительства, а сейчас выясняется, что они только готовы его начать. Вопросы безопасности стоят очень остро, и не уверен, что им удастся реализовать проект в озвученные сроки", - сказал эксперт ФБА "Экономика сегодня". 

Цена может быть ниже, объемы - больше

Каковы перспективы России на индийском рынке? По словам Гривача, у поставок СПГ, несмотря на приоритет именно трубопроводного газа, есть будущее, а ТАПИ может в определенной степени даже положительно сказаться на этих перспективах. 

"Потребности растут, но в Индии есть проблемы с источниками. СПГ, повторюсь, это очень дорого. Нужно развивать газотранспортную сеть внутри страны, а это лучше делать на основе трубопроводных поставок. Если же газопровод будет реализован и газ пойдет, это может стать поводом для новых переговоров по ценам с россиянами. Но с точки зрения именно баланса появление трубопроводных поставок может, ускорить развитие газового рынка Индии и обладать синергетическим эффектом - в том смысле, что им понадобиться больше и СПГ", - сказал эксперт, отметив, что "когда у тебя развита инфраструктура, ты можешь больше платить и за импорт".  

Давление США

Алексей Гривач напомнил, что вопросы такого рода поставок погружены и в политический контекст. Есть еще иранский проект газопровода в Индию, но там  возникли политические проблемы, связанные с давлением США.

"Индия находится в близких партнерских отношениях с Соединенными Штатами, и вынуждена была прислушаться к "рекомендациям", в итоге газопровод Иран-Пакистан-Индия остался на бумаге", - объяснил эксперт, назвав туркменский проект своего рода заменой иранскому. 

Автор: Игорь Скрыпач 

Источник: Экономика сегодня, 09.12.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики