Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Либерализация цен усилит позиции СПГ на внутреннем рынке

Либерализация цен усилит позиции СПГ на внутреннем рынке

Либерализация цен на сжиженный природный газ - актуальный шаг, так как в России растет использование СПГ. Впрочем, для развития этого рынка нужны шаги не только по ценам, но и в вопросах инфраструктуры. Об этом рассказал эксперт Станислав Митрахович.

Госрегулирование цен на сжиженный природный газ в России отменено постановлением правительства. Либерализация цен включает использование СПГ в качестве газомоторного топлива, использование на объектах тепло- и электрогенерации, а также в автономной газификации.  

"Постановление отменяет государственное регулирование цен на природный газ, реализуемый ПАО "Газпром" с применением технологии по сжижению газа или его регазификации, только при поставках газа промышленным и коммерческим потребителям", - сообщил вице-премьер Дмитрий Козак.

По словам вице-премьера, рыночное цены дадут возможность обеспечить растущий платежеспособный спрос на такой товар и будет стимулировать реализацию инвестиционных проектов газификации с применением СПГ.

"В целом это будет способствовать увеличению конкуренции на рынке энергоресурсов", - добавил Козак.

Накануне на сайте кабмина было опубликовано постановление, согласно которому "Газпром" получил право реализовывать СПГ по свободным ценам "при поставках газа потребителям, не относящимся к населению". Документ был внесен ФАС России.

Развитие инфраструктуры

Отмена госрегулирования - актуальный шаг, так как в России идет постепенное движение в сторону увеличения использования СПГ, в том числе малотоннажного, в том числе того, что используется для автотранспорта, говорит ведущий эксперт Фонда Национальной энергетической безопасности и финансового университета РФ Станислав Митрахович.

"Другое дело, что этот процесс долгий, он нуждается в дополнительных мерах. Кроме того, что связано с госрегулированием и ценообразованием, есть много вопросов по инфраструктуре - нужны заправки, соответствующие системы хранения, перестройка многих сборочных автомобильных производств. То есть это очень масштабное дело, которое так сразу не реализовать. Нужно пройти большой путь, и тогда мы действительно увеличить использование СПГ в качестве топлива, экономить энергию, создать дополнительный спрос для наших газовых компаний. К тому же это окажется более экологичным", - рассказал эксперт ФБА "Экономика сегодня".

Нужен ценовой баланс

Может ли отмена госрегулирования повысить цены на СПГ? Правительство, конечно, предполагает, говорит Митрахович, что на каком-то этапе может наблюдаться рост цен. Все-таки Для того, чтобы развивать товар, он должен иметь достаточную стоимость.

"Вы не можете развивать потребление товара, если он будет слишком дешевым. Понятно, что здесь нельзя перегибать палку, иначе люди просто перестанут покупать СПГ. Так что думаю, на каком-то этапе цены могут немного вырасти, но потом они должны стабилизироваться, иначе сама идея не сработает, необходим баланс", - заметил эксперт, указав также, что либерализация цен на СПГ вряд ли как-то скажется на ценах на обычный, трубопроводный газ. 

Перспективное направление

В целом развитие газомоторного топлива - это очень перспективное направление для современного мира и для России в частности, как для страны, у которой много запасов газа, считает Станислав Митрахович. Но надо понимать, что большие запасы не означают, что газ всегда будет дешевле, чем бензин, например.

К концу текущего года добыча газа в России может превысить 700 млрд кубометров. По производству СПГ может быть достигнут уровень в 20 млн тонн. В прошлом году добыча природного и попутного нефтяного газа в России выросла на 8% по сравнению с 2016-м, составив 691,1 млрд кубометров.

Ранее Минэнерго РФ прогнозировало, что в 2018 году объем добычи останется на этом же уровне. Но в итоге показатель 2017 года будет превышен минимум на 1,3%. Прошлогоднее производство СПГ в России составило 11,76 млн тонн, что на 7,6% больше чем в 2016 году. Таким образом, рост производства СПГ в России может составить внушительные 70,1%.

Автор: Игорь Скрыпач 

Источник: Экономика сегодня, 11.12.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики