Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия "комплексно" компенсирует Белоруссии потери от налогового маневра

Россия "комплексно" компенсирует Белоруссии потери от налогового маневра

Вероятные потери Белоруссии от налогового маневра России существенны, и решение по компенсации, если и будет найдено, то комплексное, предполагающее шаги Минска навстречу Москве в других вопросах. Так считают эксперты ФБА "Экономика сегодня".

Белоруссия может потерять в следующем году около $300 млн от налогового маневра в нефтяной сфере РФ. Об этом сообщил глава белорусского Минфина Максим Ермолович. 

"Суммарно бюджетные потери составляют 630 млн белорусских рублей (около $300 млн)", - сказал Ермолович.

По словам министра, бюджет на 2019 год сформирован "по пессимистическому сценарию работы экономики", "учитывает негативное влияние налогового маневра на бюджет", добавил министр. "Поэтому в бюджет заложен самый худший сценарий развития этих переговоров (с РФ)", - отметил Максим Ермолович.

Принципиальная договоренность о предоставлении Россией государственного кредита на $630 млн Белоруссии достигнута, но целесообразность привлечения этих средств будет зависеть от ситуации с выплатами внешних долговых обязательств, заявил чиновник.

В сентябре Белоруссия оценивала потери своего бюджета от налогового маневра в России в следующем году в $300 миллионов.

До следующего саммита

Ключевые вопросы между странами, в том числе и налоговый маневр, наверняка будут решены на следующем саммите, говорит доцент кафедры политической истории МГИМО Кирилл Коктыш: "Оптимальная формула по маневру ищется, было уже три саммита, думаю, на четвертом непременно найдется".

Что до потерь Белоруссии, главное, что они не стали системными - они заметны по нарастающей: "За один год можно пережить, за два - неприятно, за три - ощутимо", отметил эксперт. 

Внутрироссийское решение

300 миллионов - потери действительно существенные, говорит ведущий эксперт Фонда Национальной энергетической безопасности и финансового университета РФ Станислав Митрахович.

"Но что значит потерять? Россия снизит субсидии для Минска, причем это не намеренный шаг, а результат внутрироссийских налоговых изменений. В налоговом маневре есть определенный смысл - экспортные пошлины в принципе являются архаикой, так что налог нужно переносить на скважину. Это внутрироссийское решение, и на Белоруссии сказывается косвенно. Минск считает, что это необходимо компенсировать, Москва, напротив, считает,  что пока не будет создан единый рынок энергоресурсов, говорить об одинаковых ценах не приходится", - отмечает эксперт ФБА "Экономика сегодня". 

Комплексное соглашение

Ранее стороны рассматривали два варианта решения проблемы – снижение стоимости нефти для Минска или прямой трансферт. 
В конце ноября первый вице-премьер, министр финансов РФ Антон Силуановсообщил, что если будет принято решение о поддержке, то путем межбюджетного трансферта.

Если говорить о снижении цен на нефть для Минска, она и так низкая, замечает Митрахович. "Если Россия будет дополнительно доплачивать из бюджета своим компаниям, импортирующим нефть в Белоруссию, теоретически это возможно, но честно говоря, я не уверен, что это реализуемо", - говорит эксперт.  

Относительно варианта с трансфертом, это фактически то же самое: "Мы должны заплатить за то, чтобы белорусские НПЗ, поставляющие свою продукцию за границу, могли быть конкурентноспособны". 

Как в итоге все разрешится? Наверняка удастся заключить комплексное соглашение, в котором, в том числе, будет учтен и вопрос налогового маневра для Белоруссии, полагает Станислав Митрахович

Если компенсация за налоговый маневр будет не 100, а 50 или, тем более, 20 процентов, общий уровень российской помощи Белоруссии серьезно сократится, говорил ранее эксперт по Белоруссии Дмитрий Болкунец.

"В таком случае будет идти разговор о том, что Россия и дальше продолжает свою политику по сокращению общего субсидирования белорусской национальной экономики", - замечал он.

Россия, по мнению Болкунца, хочет более открытых и прозрачных экономических отношений с Белоруссией, чтобы затем со стороны Минска не было споров о том, кто кому и что платит. 

Автор: Игорь Скрыпач 

Источник: Экономика сегодня, 13.12.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Арктика: территория прорыва или «белая дыра»?
Углеводородный бросок на Восток: текущие результаты и среднесрочные перспективы
Водород как новая энергетическая надежда
Российская добыча и экспорт нефти в условиях низких цен и ОПЕК+
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики