Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Северный поток — 2»: политика и экономика

«Северный поток — 2»: политика и экономика

Проект подвергся критике американских, а затем и европейских законодателей. Впрочем, исполнительные власти Старого Света пока держатся и не в последнюю очередь из-за экономической целесообразности

Американские и европейские законодатели негативно отреагировали на проект «Северный поток — 2». Сначала отрицательную резолюцию выпустил Конгресс США. Потом похожий документ опубликовал и Европарламент.

Доводы и там и там приводятся примерно одинаковые, которые уже не раз повторялись. Это и политическое давление России, и угроза безопасности Европы. Но как обстоят дела с экономической стороны?

Вот несколько цифр. 158, 178, 192 — это миллиарды кубометров газа, который «Газпром» поставил в Европу в 2015-м, 2016-м и 2017 годах. Но главное даже не сами цифры, а динамика. 

Потребление российского газа в Евросоюзе за последние годы выросло на десятки миллиардов кубометров. Недавно в российской корпорации сообщали, что рост продолжался и в этом году, итоги которого скоро подведут. Из этих данных видно, что в ЕС растет потребление газа и причем именно российского, трубопроводного.

В европейских странах есть правило: газ нужно получать из нескольких источников, например, из России, Нидерландов и Алжира. Но Нидерланды постепенно прекращают добычу газа на крупнейшем европейском месторождении. Именно поэтому Германия строит терминалы для приема сжиженного газа. Его, вероятно, будут поставлять американцы.

Это, впрочем, не значит, что немцы сократят закупки российского газа, а если спрос будет увеличиваться, то покупать будут больше. Поэтому ФРГ — главный бенефициар и защитник «Северного потока — 2». Однако есть и другие мнения по поводу роста спроса на газ в Европе. Например, старший аналитик по энергетике британской компании Interfax Global Energy Катриона Скотт делает в прогнозе ставку на уголь.

Катриона Скотт, старший аналитик по энергетике британской компании Interfax Global Energy: «Если говорить об этой и следующей зиме, мы наблюдаем снижение спроса на газ в Европе. На то есть несколько причин. Во-первых, низкий сезонный спрос из-за мягкой погоды. Во-вторых, более слабые покупки в энергетическом секторе. И в-третьих, мы видим и продолжим наблюдать растущую конкуренцию газа с углем в европейской энергетике. Если заглянуть чуть вперед, в перспективе пяти лет мы видим возможность роста спроса на газ. Это связано и с погодными условиями, и с тем, что, возможно, у газа появится более значительная политическая поддержка. Особенно это будет заметно в таких странах, как Италия и Великобритания, где к середине следующего десятилетия сократится угольная энергетика».

Но вот еще один прогноз: Европа готовится на четверть сократить импорт российского газа к 2020 году. Это публикация четырехлетней давности серьезного агентства Reuters, и, судя по вышеприведенным цифрам оно уже серьезно ошиблось. Но дело не только в том, что сейчас Россия обеспечивает треть потребностей газа Евросоюза, а будет, допустим, 40%. Строительство второго «Северного потока», которое идет полным ходом, решает и другую проблему. Нужен надежный способ доставки энергоносителей.

Сейчас примерно половину нашего газа европейцы получают по украинским трубам. Они строились еще при Советском Союзе, кстати, на немецкие кредиты. В каком состоянии газотранспортная система Украины, знает только сама Украина. Но трубопроводам явно требуются модернизация. И, если Nord Stream — 2 не будет построен, на энергорынке Европы появится риск: даже не политический — технический, объясняет ведущий аналитик Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:

«Сможет ли Украина продолжать качать под 100 млрд кубов газотранзита, это большой вопрос. Тем более, если позиция России такова: не даем долгосрочных контрактов на транзит газа через Украину. Соответственно, туда не придут инвесторы, не будут модернизировать, если нет гарантии долгосрочной загрузки, ведь такие гарантии может только Россия дать, а она этого не делает. Соответственно, будет дальше ухудшаться техническое состояние трубы, и в какой-то момент не исключены и аварии, перебои с поставками».

Германия обычно как мантру повторяет: «Северный поток — 2» нужен, но Украина должна сохранить часть транзита. По этой части никак и не могут договориться.

Есть тонкий момент. В Евросоюзе действует антимонопольное законодательство. Из-за этого долгое время первый Nord Stream был загружен лишь наполовину. Но два года назад Россия по согласованию с Европой начала увеличивать объемы.

Сейчас первый «Северный поток» загружен почти на 100% — или больше 50 млрд кубометров газа. Мощность строящегося трубопровода — еще 55 млрд кубометров. Теперь главное — согласовать, сколько газа пойдет по нему, сколько по украинскому пути. Но прецедент есть.

Когда у Западной Европы растет потребность в топливе, она забывает и про «монополию» «Газпрома», и про политику — и думает про экономику. Все-таки «родина капитализма». 

Источник: BFM.RU, 14.12.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики