Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Лукашенко давит на газ: чтобы дали скидку на нефть?

Лукашенко давит на газ: чтобы дали скидку на нефть?

Александр Лукашенко посетовал, что Москва нарушает договоренности по ценам на газ и отказалась от запланированных переговоров в середине года. Об этом президент Белоруссии заявил во время пресс-конференции, сообщает «Интерфакс».

«Решения российского руководства нарушают дух и букву наших договоренностей. Например, в сфере определения цен на газ», — заявил Александр Лукашенко и добавил, что ранее договорились о переговорах о цене на газ до 2025 года: «Не стали даже рассматривать. Это неправильно. Мы требуем исполнения договоренностей по созданию равных условий для субъектов хозяйствования». Ранее белорусский лидер заявил на заседании евразийского экономического совета, что для белорусских и российских потребителей созданы разные условия ценообразования. Так, Белоруссия получает газ по $ 130 за тысячу кубометров, а в соседней Смоленской области России — по $ 70.

Тогда президент России Владимир Путин предложил дисскутировать в закрытом режиме и заметил, что рыночная цена газа для Белоруссии должна быть $ 200 за тысячу кубометров, однако Россия поставляет его по $ 130.

«Сегодня политические и экономические выгоды от союза с Белоруссией не очевидны. Например, Минск не признал Крым или, несмотря даже на существенные скидки, отказывается отправлять грузы через российские порты, предпочитая Прибалтику. Россия же дает возможность Белоруссии зарабатывать на преференциях и российское руководство, очевидно, начинает задаваться вопросом: „А стоит ли оно того!“, — говорит ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков. — Элементарно: из-за экономических причин в России поднимают пенсионный возраст, ставку НДС, однако льготы для других стран остаются. И российская общественность может возмутиться: „Ради чего?!“. Это хорошо понимают в Москве».

По словам эксперта, сейчас цены на российский газ для белорусских потребителей формируются из внутреннего тарифа для Ямало-Ненецкого округа, стоимости доставки и совсем небольших затрат на хранение и маркетинг газа.

«Александр Лукашенко хочет уже сейчас получить внутрироссийскую цену на российский газ на входе в Беларусь, ничего не предлагая взамен, — считает заместитель директора ФНЭБ Алексей Гривач. — Хотя по договоренностям общий рынок газа в сфере трансграничных поставок внутри ЕАЭС должен быть создан только к 2025 году. И это еще обусловлено целым набором условий — унификация законодательства стран Союза, переход на рыночное ценообразование на газ и ряд других моментов». Он считает, что решение создавать «кастрированный общий рынок», а не нормальный «единый рынок» по всей цепочке, ошибочно. Это не приведет к реальной интеграции, а лишь увеличит субсидии со стороны России, как поставщика газа. «Почему-то Лукашенко не предлагает Назарбаеву поставлять ему газ по цене Западно-Казахстанской области плюс транспортировка по России», — отметил Алексей Гривач.

В случае с газом Минск может преследовать цель снизить цены не на «голубое топливо», а на нефть, считает ведущий аналитик ФНЭБ Игорь Юшков. В начале ноября Минск и Москва начали активные переговоры о компенсации Белоруссии доходов, которые она потеряет из-за налогового маневра в России. Он предполагает, что снижаются экспортные пошлины, но растет налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Белоруссия же получает нефть беспошлинно, а при экспорте зачисляет ее в собственный бюджет. Таким образом, налоговый маневр приведет к удорожанию нефти для Белоруссии и снижению экспортных пошлин на нефтепродукты, которые являются основным источником формирования профицита белорусского бюджета. «В Минске заявили, что в следующем году потеряют из-за налогового маневра $ 300 млн. Это больше, чем Белоруссия получает выгод от российского газа. Поэтому, возможно, Александр Лукашенко, говоря о газе, хочет получить преференции по нефти», — говорит Игорь Юшков и добавляет, что сейчас главный спор идет о механизме. «Минск хочет получать нефть со скидкой, а мы предлагаем выплачивать компенсацию. Белоруссию такой вариант не устраивает, потому что тогда сразу будут видны суммы, на которые, по сути, Москва дотирует Минск».

Кстати, во время пресс-конференции президент Белоруссии не согласился с тем, что Россия кормит Белоруссию. «Очень часто я читаю, слышу даже от сторонников нашего союза такие фразы: ну что мы кормим все время Беларусь? А некоторые даже подсчитали, что за время независимости нам аж $ 100 млрд отвалили, — сказал Александр Лукашенко. 

Я когда это читаю, думаю, что если бы $ 100 млрд, то белорусы подавились бы просто от такого огромного количества купюр, которые поступили в иностранной валюте от нашего братского государства. Полная чепуха. Если мы от России, к примеру $ 4−5 млрд кредитов получили, то каждый год за их обслуживание платим $ 1,2 млрд".

Источник: EADaily, 14.12.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики