Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Лукашенко давит на газ: чтобы дали скидку на нефть?

Лукашенко давит на газ: чтобы дали скидку на нефть?

Александр Лукашенко посетовал, что Москва нарушает договоренности по ценам на газ и отказалась от запланированных переговоров в середине года. Об этом президент Белоруссии заявил во время пресс-конференции, сообщает «Интерфакс».

«Решения российского руководства нарушают дух и букву наших договоренностей. Например, в сфере определения цен на газ», — заявил Александр Лукашенко и добавил, что ранее договорились о переговорах о цене на газ до 2025 года: «Не стали даже рассматривать. Это неправильно. Мы требуем исполнения договоренностей по созданию равных условий для субъектов хозяйствования». Ранее белорусский лидер заявил на заседании евразийского экономического совета, что для белорусских и российских потребителей созданы разные условия ценообразования. Так, Белоруссия получает газ по $ 130 за тысячу кубометров, а в соседней Смоленской области России — по $ 70.

Тогда президент России Владимир Путин предложил дисскутировать в закрытом режиме и заметил, что рыночная цена газа для Белоруссии должна быть $ 200 за тысячу кубометров, однако Россия поставляет его по $ 130.

«Сегодня политические и экономические выгоды от союза с Белоруссией не очевидны. Например, Минск не признал Крым или, несмотря даже на существенные скидки, отказывается отправлять грузы через российские порты, предпочитая Прибалтику. Россия же дает возможность Белоруссии зарабатывать на преференциях и российское руководство, очевидно, начинает задаваться вопросом: „А стоит ли оно того!“, — говорит ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков. — Элементарно: из-за экономических причин в России поднимают пенсионный возраст, ставку НДС, однако льготы для других стран остаются. И российская общественность может возмутиться: „Ради чего?!“. Это хорошо понимают в Москве».

По словам эксперта, сейчас цены на российский газ для белорусских потребителей формируются из внутреннего тарифа для Ямало-Ненецкого округа, стоимости доставки и совсем небольших затрат на хранение и маркетинг газа.

«Александр Лукашенко хочет уже сейчас получить внутрироссийскую цену на российский газ на входе в Беларусь, ничего не предлагая взамен, — считает заместитель директора ФНЭБ Алексей Гривач. — Хотя по договоренностям общий рынок газа в сфере трансграничных поставок внутри ЕАЭС должен быть создан только к 2025 году. И это еще обусловлено целым набором условий — унификация законодательства стран Союза, переход на рыночное ценообразование на газ и ряд других моментов». Он считает, что решение создавать «кастрированный общий рынок», а не нормальный «единый рынок» по всей цепочке, ошибочно. Это не приведет к реальной интеграции, а лишь увеличит субсидии со стороны России, как поставщика газа. «Почему-то Лукашенко не предлагает Назарбаеву поставлять ему газ по цене Западно-Казахстанской области плюс транспортировка по России», — отметил Алексей Гривач.

В случае с газом Минск может преследовать цель снизить цены не на «голубое топливо», а на нефть, считает ведущий аналитик ФНЭБ Игорь Юшков. В начале ноября Минск и Москва начали активные переговоры о компенсации Белоруссии доходов, которые она потеряет из-за налогового маневра в России. Он предполагает, что снижаются экспортные пошлины, но растет налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Белоруссия же получает нефть беспошлинно, а при экспорте зачисляет ее в собственный бюджет. Таким образом, налоговый маневр приведет к удорожанию нефти для Белоруссии и снижению экспортных пошлин на нефтепродукты, которые являются основным источником формирования профицита белорусского бюджета. «В Минске заявили, что в следующем году потеряют из-за налогового маневра $ 300 млн. Это больше, чем Белоруссия получает выгод от российского газа. Поэтому, возможно, Александр Лукашенко, говоря о газе, хочет получить преференции по нефти», — говорит Игорь Юшков и добавляет, что сейчас главный спор идет о механизме. «Минск хочет получать нефть со скидкой, а мы предлагаем выплачивать компенсацию. Белоруссию такой вариант не устраивает, потому что тогда сразу будут видны суммы, на которые, по сути, Москва дотирует Минск».

Кстати, во время пресс-конференции президент Белоруссии не согласился с тем, что Россия кормит Белоруссию. «Очень часто я читаю, слышу даже от сторонников нашего союза такие фразы: ну что мы кормим все время Беларусь? А некоторые даже подсчитали, что за время независимости нам аж $ 100 млрд отвалили, — сказал Александр Лукашенко. 

Я когда это читаю, думаю, что если бы $ 100 млрд, то белорусы подавились бы просто от такого огромного количества купюр, которые поступили в иностранной валюте от нашего братского государства. Полная чепуха. Если мы от России, к примеру $ 4−5 млрд кредитов получили, то каждый год за их обслуживание платим $ 1,2 млрд".

Источник: EADaily, 14.12.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики