Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нефть прокачают по эталону

Нефть прокачают по эталону

Белый дом думает о стандартизации тарифов «Транснефти»

Правительство задумалось о том, чтобы установить эталонные тарифы на прокачку нефти по аналогии с тарифом на транспортировку газа, о размере которого участники рынка и чиновники продолжают спорить. Если решение будет принято, единый тариф заменит действующие 97 тарифов «Транснефти», тем самым поставив правительство перед проблемой ликвидации перекрестного субсидирования между разными направлениями транспортировки нефти. Однако собеседники “Ъ” в отрасли не ожидают, что эталонный тариф появится в ближайшем будущем.

Вице-премьер Дмитрий Козак 19 ноября поручил ФАС, Минэнерго, Минэкономики и «Транснефти» разработать «эталонный» тариф на прокачку нефти и нефтепродуктов. По данным “Ъ”, изначальное предложение исходило от Минэкономики, поскольку в плане министерства по ускорению инвестиций в основной капитал, разработанном по поручению президента РФ, есть пункт о необходимости внедрения долгосрочных эталонных тарифов в энергетической сфере. Речь идет о едином тарифе, рассчитанном на основе фактических операционных затрат, к которым может прибавляться инвестиционная составляющая. «Это давняя идея — вычленить и показать все операционные расходы внутри тарифа, чтобы обосновать его для потребителей услуги транспортировки нефти»,— заявил “Ъ” представитель вице-премьера Илья Джус.

Минэкономики предложило сделать тариф для «Транснефти» по аналогии с эталонной стоимостью транспортировки газа, которую министерства сейчас пытаются посчитать для «Газпрома». Этот расчет необходим, чтобы принять решение об индексации транспортного тарифа для независимых производителей газа — тариф не менялся с 2015 года, поскольку независимые производители считают его завышенным, а методику расчета непрозрачной. В октябре стороны представили в правительство свои расчеты, однако, по словам собеседников “Ъ” в правительстве и газовой отрасли, компромисс едва ли будет достигнут в обозримом будущем.

В Минэкономики и Минэнерго не стали комментировать возможное введение эталонного тарифа для «Транснефти». Замглавы ФАС Анатолий Голомолзин в ответ на запрос “Ъ” сообщил, что на данный момент предполагается, что в 2021–2025 годах тарифы «Транснефти» по транспорту нефти будут индексироваться в диапазоне 90–100% прогнозной инфляции. При этом «предстоит определиться с базой тарифа, от которого будет происходить индексация с 2021 года». Для этого должны быть оптимизированы текущие расходы, а также определена долгосрочная инвестпрограмма. «Необходимо увязать эти вопросы и с уровнем выплаты дивидендов»,— отметил господин Голомолзин. Он напомнил, что тариф на транспортировку нефтепродуктов в соответствии с указом президента РФ планируется дерегулировать.

При этом, по данным “Ъ”, ФАС предлагает вводить эталонные тарифы для «Транснефти» только после того, как это будет сделано для «Газпрома». Учитывая полярные позиции сторон в дискуссии по газовым тарифам и тот факт, что вопрос обсуждается уже несколько лет, предложение ФАС фактически делает перспективы введения эталонных тарифов для «Транснефти» крайне неопределенными.

Советник президента «Транснефти» Игорь Демин подтвердил “Ъ”, что компания получила поручение о возможности внедрения «эталонного» тарифа. «Это означает пересмотр всей действующей системы тарификации. Сейчас установлено 97 тарифов для различных участков»,— сказал он.

Собеседники “Ъ” в отрасли видят значительные препятствия при попытке внедрения эталонных тарифов для «Транснефти» и при этом не видят очевидных сторонников такого решения. Так, в системе «Транснефти» велико перекрестное субсидирование: тарифы по старым направлениям субсидируют новые, в основном экспортные маршруты — ВСТО, трубы на порты Усть-Луга и Новороссийск. «Если тариф будет выравнен, всем компаниям придется пересчитывать свои затраты, больше всех потеряет, скорее всего, "Роснефть", с учетом ее объемов и ориентации на экспорт по ВСТО»,— говорит один из собеседников “Ъ”. При этом собеседники “Ъ” не видят структурных претензий нефтяных компаний к уровню тарифов «Транснефти», в отличие от ситуации с «Газпромом», где размер тарифа прямо и существенно влияет на рентабельность поставок газа по определенным направлениям.

Единая ставка тарифа на прокачку нефти приведет к тому, что поставка нефти по ВСТО с удаленных месторождений подорожает на 50%, полагает Игорь Юшков из ФНЭБ. На северо-западе прокачка в направлении порта Приморск подешевеет, а на Усть-Лугу — подорожает, что, скорее всего, приведет к снижению загрузки Усть-Луги. Тариф на прокачку по нефтепроводу «Дружба» может упасть на 30% — по мнению господина Юшкова, это приведет к тому, что грузоотправители будут заинтересованы загружать порты Прибалтики вместо Усть-Луги, а также направлять нефть транзитом через Украину.

Автор: Ольга Мордюшенко 

Источник: Комерсантъ, 17.12.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики