Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Сбываются ли мечты: Татарстан поможет «Газпрому» занять нишу на рынке СПГ

Сбываются ли мечты: Татарстан поможет «Газпрому» занять нишу на рынке СПГ

Опрошенные РБК Татарстан эксперты сошлись во мнении: новый казанский завод поможет ПАО «Газпром» утвердиться на рынке производства сжиженного природного газа, лидером которого они назвали НОВАТЭК

14 декабря Рустам Минниханов и председатель Совета директоров ПАО «Газпром» Виктор Зубков дали старт строительству нового производства на ОАО «Казанькомпрессормаш». Там будут выпускать крупногабаритные компрессоры с мощностью привода более 25 МВт для строящихся заводов по производству сжиженного природного газа (СПГ). Сборка первых компрессоров в новом цехе намечена на 2020 год. Официальной информации об инвестициях не было, однако казанские СМИ писали, что вложения составили 1,5 млрд рублей.

«Газпром» утверждается на рынке СПГ

Директор группы корпоративных рейтингов Fitch Ratings в Лондоне Дмитрий Маринченко в беседе с РБК Татарстан назвал открытие завода в Татарстане попыткой «Газпрома» занять свою нишу на рынке СПГ. Он предположил, что компрессоры, которые будут выпускать в Казани, могут использовать при строительстве Балтийского СПГ или расширении проекта «Сахалин-2».

Эксперт рассказал, что на данный момент пальма первенства по производству сжиженного газа в стране принадлежит НОВАТЭКу. «Год назад они запустили свой первый завод по производству СПГ на Ямале, который стал вторым таким предприятием, после начавшего работу в 2009 году газпромовского «Сахалин-2». Кроме того, НОВАТЭК работает над запуском четвертой очереди завода, на которой должны быть обкатаны российские технологии сжижения. НОВАТЭК планировал их использовать и при строительстве другого предприятия – «Арктик СПГ-2», – рассказал Маринченко.

По словам эксперта, Россия сегодня отстает от основных игроков на рынке СПГ – Катара, Австралии и США. «Пока оценить конкретный объем спроса на те компрессоры, которые будут выпускать в Казани, сложно. Он будет зависеть от графика строительства новых заводов по сжижению», – сказал Маринченко. 

По словам аналитика Фонда национальной энергетической безопасности Игоря Юшкова, предприятие по производству оборудования для СПГ-заводов имеет хорошие перспективы, так как Россия является мировым лидером по объему запасов газа и одним из них по его добыче. Но их пока мало. По его словам, в разных регионах планируется построить СПГ-заводы для автономной газификации, заправки газомоторной техники и судов.

«Создавать такой завод, как заложили в Казани, нужно именно на перспективу. В настоящее время начинается развитие СПГ-проектов. В России уже действуют два крупнотоннажных СПГ-завода: на Сахалине и на Ямале. Но предприятие в Татарстане, вероятно, будет нацелено на производство оборудования для малотоннажных и среднетоннажных СПГ-проектов. Они развиваются в России в довольно большом количестве», – сказал Юшков.

По мнению аналитика, «Газпром» рассчитывает увеличить рынки сбыта своей продукции, развивая сегмент газомоторного топлива. «Именно «Газпром» пролоббировал программу государственной поддержки развития газомоторного парка в регионах. Бюджет компенсирует часть стоимости автобусов и коммунальной техники регионам при закупке газомоторного варианта. А «Газпром» строит заправочную инфраструктуру», – сказал Юшков.

Настоящее топлива будущего

Маринченко считает, что СПГ мог бы стать одним из основных видов топлива в России, благодаря дешевизне и большому количеству запасов. Но для этого нужно развивать инфраструктуру. «Кроме того, на СПГ должна быть переведена критическая масса судов и железнодорожного транспорта. Без воли государства в России это сделать не получится. Рентабельность в том числе будет зависеть от налогового и акцизного регулирования нового вида топлива, а также от того, по каким ценам он в итоге будет продаваться», – считает Маринченко.

Юшков отметил, что в настоящее время транспорта, который работает на метане, очень мало. И, соответственно, низок объем потребляемого в стране сжиженного природного газа. «На него целесообразно переводить коммунальную технику, автобусу или промышленные машинам, то есть те автомобили, которые постоянно находятся в движении и могут нести на борту тяжелое газобалонное оборудование», – сказал эксперт.

Аналитик ИК «Фридом Финанс» Анастасия Соснова отметила, что сегодня при господдержке реализуется стратегия по расширению использования газа в качестве моторного топлива на внутреннем рынке. «30 ноября было отменено госрегулирование цен на газ, полученный с применением технологии сжижения, в целях создания условий для реализации его на внутреннем рынке газа. Таким образом, продолжится дальнейшее разворачивание производства и продажи СПГ, а также создание соответствующей инфраструктуры», – говорит Соснова.

По ее словам, к 2020 году планируется нарастить число АГНКС с 350 (на конец 2017 года) до 750. Потребление газомоторного топлива, согласно планам, должно увеличиться с 600 млн куб м до 1 млрд куб м в год.

В Татарстане на данный момент действуют 19 газозаправочных станций, в строительство которых «Газпром» инвестировал порядка 1,5 млрд рублей. До 2020 года власти региона анонсировали строительство еще трех. Их загрузка составляет 19% от общей мощности. В сентябре начальник отдела топливной инфраструктуры и газоснабжения минпромторга РТ Рамиль Сахапов сообщил, что в республике на газе работают порядка 4,2 тыс.автомобилей в Татарстане работают на газомоторном топливе, 20% из которых – это пассажирский автотранспорт. При этом общее количество транспортных средств только в столице Татарстана превышает 300 тысяч. В Казани автобусы на газомоторном топливе появились осенью 2018 года. На протяжении нескольких лет автотранспортные предприятия отказывались эксплуатировать такие автобусы, называя среди причин их дороговизну и неразвитую систему заправок.

Автор: Оксана Сотник.

Источник: РБК Татарстан, 17.12.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики