Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Шефчович подтвердил, что на долю Украины остаются только "газовые остатки"

Шефчович подтвердил, что на долю Украины остаются только "газовые остатки"

Евросоюз в лице вице-президента Еврокомиссии Мароша Шефчовича подтвердил, что Брюссель продолжает курс на сохранение Украины в качестве транзитной страны, причем данная задача остается стратегической для современных европейских властей. 

Украинский транзит будет значительно сокращен после строительства «Северного потока-2»

Таким образом, Шефчович выразил поддержку Украине в рамках встречи в Брюсселе с премьер-министром Украины Владимиром Гройсманом и главой правления компании НАК «Нафтогаз Украины» Андреем Коболевым, которые прибыли в столицу Евросоюза на переговоры.

Другой вопрос, что сейчас действует магистральное соглашение между Россией и Германией о строительстве «Северного потока-2», причем в этот проект зашли и другие заинтересованные государства ЕС – в частности, это компании Франции, Австрии и Италии. И согласно этому договорному пакету Украине после 2020 года останется очень небольшой транзит природного газа общим объемом в 15-20 млрд кубов.

Естественно, соглашение по «Северному потоку-2» не подразумевает обязательств по транспортировке газа из России только через этот проект, но на практике данный маршрут, чисто по экономическим причинам, уведет на себя все возможные транзитные объемы.

Дело в том, что украинцы и так серьезно завышают цены на свой транзит, а после 2020 года их газотранспортная система потребует значительных инвестиций, которых у Украины нет, и которые никто не будет вкладывать в эту страну. Это и ставит крест на этом направлении. 

У Украины останутся только локальные объемы газового транзита

Соответственно, на долю Украины останутся только локальные объемы, особенно если не увеличится общее потребление в Европе, и странам Евросоюза не нужны будут новые объемы российского газа, что может случиться и из-за снижения внутриевропейской добычи.

Так что, необходимо признать, что это заявление Шефчовича носит риторический характер и не говорит о том, что Евросоюз хоть как-то изменил свою позицию по «Северному потоку-2», не говоря уже о том, что даже Россия в лице президента РФ Владимира Путина не так давно признала, что выступает за сохранение украинского газотранспортного транзита. Только на практике в достаточно небольших объемах.

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» подтвердил риторический характер данных заявлений Шефчовича.

«В рамках европейской бюрократии, которая вообще-то не едина, есть сегмент, который жестко настроен на поддержку Украины и на противодействие российским энергетическим планам, поэтому с точки зрения данных сил нужно оставить, как можно больше транзита газа на старый украинский маршрут. При этом, существует и очевидная экономическая целесообразность», - заключает Митрахович

Для Шефчовича это заявление носит популистский характер

Как отмечает эксперт, это задекларированные политические цели европейской элиты, поэтому если в реальности в 2021 году транзит через Украину останется на уровне в 40 млрд кубов, то не надо удивляться тому, что в Брюсселе это сразу объявят своей политической победой.

Все это говорит о том, что данные заявления мало чего значат, поскольку все заинтересованные в российском газе стороны будут решать данный вопрос прагматично и постепенно отказываться от услуг Украины, которая является чрезвычайно непредсказуемым фактором.

«И здесь нельзя забывать и про то, что к концу 2019 года будет сформирован новый состав европейской комиссии, в результате чего, большая часть текущих европейских чиновников будет заменена, и это также играет роль в данных словах», - резюмирует Митрахович.

Как замечает эксперт, этим людям необходимо будет отчитываться о проделанной работе, причем тот же Шефчович может сказать, что он добился сохранения газового транзита через Украину и даже согласия от нашей страны на подобный вариант развития событий. 

Европейцы вряд ли будут платить за Украину

«Соответственно, главной целью для европейских чиновников является сохранение своей должности, а не спасение Украины, на которой все давно поставили крест. И здесь можно говорить о взаимовыгодной комбинации Брюсселя и Москвы – в Евросоюзе будут делать вид, что они надавили на нас, а мы будет говорить о частичном сохранении украинского транзита», - констатирует Митрахович.

Интересно, что украинские власти также решают здесь политические задачи и делают это в контексте грядущих президентских выборов – им очевидно, что «Северный поток-2» будет построен, а транзит через Украину срезан, но данная тема очень хороша для популизма.

Впрочем, здесь есть и другой важный аспект, а как будет развиваться ситуация в случае увеличения объемов потребления газа в Европе – речь здесь будет идти о сохранении украинского транзита в больших объемах, чем запланировано сегодня, или о строительстве «Северного потока-3».

«На самом деле, в Европе говорят о том, что общее потребление газа сократится, поскольку идет развитие новых технологий, которые повлияют на это прямым образом, и это коррелирует с тем, что рост экономики ЕС прогнозируется как небольшой», - заключает Митрахович

При этом, именно увеличение закупки газа из России, как замечает эксперт, некоторые европейские политики предлагают в качестве способа экономической помощи Украине. Ведь в таком случае сохранится определенный украинский транзит и доходы украинского бюджета.

Только вряд ли европейцы пойдут на это только для спасения украинской экономики.

Автор: Дмитрий Сикорский 

Источник: Экономика сегодня, 18.12.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики