Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Шефчович подтвердил, что на долю Украины остаются только "газовые остатки"

Шефчович подтвердил, что на долю Украины остаются только "газовые остатки"

Евросоюз в лице вице-президента Еврокомиссии Мароша Шефчовича подтвердил, что Брюссель продолжает курс на сохранение Украины в качестве транзитной страны, причем данная задача остается стратегической для современных европейских властей. 

Украинский транзит будет значительно сокращен после строительства «Северного потока-2»

Таким образом, Шефчович выразил поддержку Украине в рамках встречи в Брюсселе с премьер-министром Украины Владимиром Гройсманом и главой правления компании НАК «Нафтогаз Украины» Андреем Коболевым, которые прибыли в столицу Евросоюза на переговоры.

Другой вопрос, что сейчас действует магистральное соглашение между Россией и Германией о строительстве «Северного потока-2», причем в этот проект зашли и другие заинтересованные государства ЕС – в частности, это компании Франции, Австрии и Италии. И согласно этому договорному пакету Украине после 2020 года останется очень небольшой транзит природного газа общим объемом в 15-20 млрд кубов.

Естественно, соглашение по «Северному потоку-2» не подразумевает обязательств по транспортировке газа из России только через этот проект, но на практике данный маршрут, чисто по экономическим причинам, уведет на себя все возможные транзитные объемы.

Дело в том, что украинцы и так серьезно завышают цены на свой транзит, а после 2020 года их газотранспортная система потребует значительных инвестиций, которых у Украины нет, и которые никто не будет вкладывать в эту страну. Это и ставит крест на этом направлении. 

У Украины останутся только локальные объемы газового транзита

Соответственно, на долю Украины останутся только локальные объемы, особенно если не увеличится общее потребление в Европе, и странам Евросоюза не нужны будут новые объемы российского газа, что может случиться и из-за снижения внутриевропейской добычи.

Так что, необходимо признать, что это заявление Шефчовича носит риторический характер и не говорит о том, что Евросоюз хоть как-то изменил свою позицию по «Северному потоку-2», не говоря уже о том, что даже Россия в лице президента РФ Владимира Путина не так давно признала, что выступает за сохранение украинского газотранспортного транзита. Только на практике в достаточно небольших объемах.

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» подтвердил риторический характер данных заявлений Шефчовича.

«В рамках европейской бюрократии, которая вообще-то не едина, есть сегмент, который жестко настроен на поддержку Украины и на противодействие российским энергетическим планам, поэтому с точки зрения данных сил нужно оставить, как можно больше транзита газа на старый украинский маршрут. При этом, существует и очевидная экономическая целесообразность», - заключает Митрахович

Для Шефчовича это заявление носит популистский характер

Как отмечает эксперт, это задекларированные политические цели европейской элиты, поэтому если в реальности в 2021 году транзит через Украину останется на уровне в 40 млрд кубов, то не надо удивляться тому, что в Брюсселе это сразу объявят своей политической победой.

Все это говорит о том, что данные заявления мало чего значат, поскольку все заинтересованные в российском газе стороны будут решать данный вопрос прагматично и постепенно отказываться от услуг Украины, которая является чрезвычайно непредсказуемым фактором.

«И здесь нельзя забывать и про то, что к концу 2019 года будет сформирован новый состав европейской комиссии, в результате чего, большая часть текущих европейских чиновников будет заменена, и это также играет роль в данных словах», - резюмирует Митрахович.

Как замечает эксперт, этим людям необходимо будет отчитываться о проделанной работе, причем тот же Шефчович может сказать, что он добился сохранения газового транзита через Украину и даже согласия от нашей страны на подобный вариант развития событий. 

Европейцы вряд ли будут платить за Украину

«Соответственно, главной целью для европейских чиновников является сохранение своей должности, а не спасение Украины, на которой все давно поставили крест. И здесь можно говорить о взаимовыгодной комбинации Брюсселя и Москвы – в Евросоюзе будут делать вид, что они надавили на нас, а мы будет говорить о частичном сохранении украинского транзита», - констатирует Митрахович.

Интересно, что украинские власти также решают здесь политические задачи и делают это в контексте грядущих президентских выборов – им очевидно, что «Северный поток-2» будет построен, а транзит через Украину срезан, но данная тема очень хороша для популизма.

Впрочем, здесь есть и другой важный аспект, а как будет развиваться ситуация в случае увеличения объемов потребления газа в Европе – речь здесь будет идти о сохранении украинского транзита в больших объемах, чем запланировано сегодня, или о строительстве «Северного потока-3».

«На самом деле, в Европе говорят о том, что общее потребление газа сократится, поскольку идет развитие новых технологий, которые повлияют на это прямым образом, и это коррелирует с тем, что рост экономики ЕС прогнозируется как небольшой», - заключает Митрахович

При этом, именно увеличение закупки газа из России, как замечает эксперт, некоторые европейские политики предлагают в качестве способа экономической помощи Украине. Ведь в таком случае сохранится определенный украинский транзит и доходы украинского бюджета.

Только вряд ли европейцы пойдут на это только для спасения украинской экономики.

Автор: Дмитрий Сикорский 

Источник: Экономика сегодня, 18.12.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики