Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Придет ли ОПЕК-2 на смену ОПЕК

Придет ли ОПЕК-2 на смену ОПЕК

Россия помогла перезагрузке ОПЕК, но для закрепления партнерства с Саудовской Аравией оно должно стать политическим

Продление сделки ОПЕК+ вновь поставило вопрос о будущем как нефтяных цен, так и самой организации производителей и экспортеров нефти. Не лишним будет вспомнить, что ОПЕК изначально была не просто экономическим картелем – у нее была и политическая функция, что четко проявилось в 1973 г. Дальнейшие же взлеты и падения ОПЕК четко отражают смену отношения к нефти в мире.

Создание ОПЕК символизировало переход от доминирования западных компаний в мировой нефтедобыче к тому, что потом назовут ресурсным национализмом. В нефтяном мире ведущую роль стали играть не транснациональные частные, а национальные государственные компании. Тогда же и сложилась картина дефицита углеводородов у основных экономик мира, которые оказались чуть ли не в заложниках у арабов и русских: ни СССР, ни Россия никогда не входили в ОПЕК, но западными странами они воспринимались как угроза.

Остроту проблемы несколько смягчили две революции: сланцевая и зеленая. Сланцевая революция в США показала, что запасы нефти в мире гораздо больше, чем принято было думать, – нефть вовсе не заканчивается, но залегает там, откуда извлечь ее раньше было невозможно технически. США стали наращивать добычу нефти и газа фантастическими темпами, вызвав восторг и у других импортеров углеводородов. Зеленая же революция породила надежду, что без нефти вообще можно обойтись (утверждение крайне спорное, но это отдельный большой сюжет).

 

Важно, что у многих потребителей пропала повышенная нервозность и ощущение зависимости от ОПЕК. Одновременно снизилась и роль ОПЕК, которую к тому же стали раздирать политические противоречия. А раз общих политических интересов стало меньше, страны начали банально обманывать друг друга в соблюдении квот. Активно развивался конфликт между Саудовской Аравией и Ираном, постепенно история становилась еще более запутанной. Саудиты в итоге поссорились еще и с Катаром, который затем из ОПЕК вообще вышел.

Перезагрузить ОПЕК помогла Россия, хотя саудиты изначально скептически смотрели на такого партнера и первое подписание сделки ОПЕК+ банально сорвали. Но дыры в бюджете заставили вернуться к этой теме. В итоге ОПЕК+ оказалась успешным предприятием, хотя новые реалии на рынке тоже были очевидны. Сделке сильно помог «безбилетник» – не присоединившийся к сделке Вашингтон. Дональд Трамп подавал верные сигналы спекулянтам, откровенно поддерживая углеводороды (чего стоит выход из Парижского соглашения), и снижал курс доллара. Трампу нужны относительно высокие цены на нефть, чтобы обеспечить рентабельность домашних сланцевых проектов. Но Трамп также должен показать своему избирателю, что бензин не будет дорожать. В результате осенью 2018 г. конфликт этих разных ролей Трампа привел к тому, что он неожиданно не стал вводить жесткие санкции против Ирана, обещав вернуться к этому вопросу через полгода. К этому времени Россия и саудиты позволили себе ослабить пояса ограничений – но к этому вопросу срочно пришлось возвращаться. Новую сделку заключали уже со скрипом – но при этом без России она вообще смысла не имела.

Сегодня уже ясно, что ОПЕК в прежнем виде не существует. Но остается без ответа вопрос – перейдут ли Россия и Саудовская Аравия к функционированию в рамках ОПЕК-2, закрепив партнерство организационно?

Для этого сотрудничество между двумя странами должно быть более плотным – и желательно политическим. Предпосылки вроде бы есть: саудиты готовы покупать у нас С-400; внешняя реакция на дело Скрипалей и Хашкоджи сближает наши режимы; cаудиты активно ищут проекты, которые должны понравиться Путину (cкажем, создают в МГУ совместный научно-исследовательский центр по развитию технологий нефтяной индустрии). Но главное – это публично обещанная покупка крупной доли в «Арктик СПГ – 2». С экономической точки зрения эта инвестиция не имеет никакого смысла. Но саудиты не только подмасливают Москву, помогая ей с очень нужным для нее проектом, но и создают рычаги воздействия на Россию.

Может ли Владимир Путин доверять такому партнеру? Вопрос серьезный. Не говоря уже о том, что сближение с саудитами вызовет все больше негатива у Ирана и Катара, с которыми Россия также пытается отстроить отношения. (Катар, например, играет важную роль в теме приватизации «Роснефти», которая еще обязательно напомнит о себе.) Саудитам же вопросы будут задавать Соединенные Штаты, с которыми рвать отношения боязно. Однако, вступив с Эр-Риядом в нефтяную сделку, Москва должна понимать, что ОПЕК+ либо скоро развалится и страны перейдут к модели конкурентных войн друг с другом, либо нужно будет усиливать взаимозависимость через систему взаимных гарантий, что и означает переход к более тесному экономико-политическому альянсу.

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ

Опубликовано: Ведомости, 18.12.2018

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики