Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Придет ли ОПЕК-2 на смену ОПЕК

Придет ли ОПЕК-2 на смену ОПЕК

Россия помогла перезагрузке ОПЕК, но для закрепления партнерства с Саудовской Аравией оно должно стать политическим

Продление сделки ОПЕК+ вновь поставило вопрос о будущем как нефтяных цен, так и самой организации производителей и экспортеров нефти. Не лишним будет вспомнить, что ОПЕК изначально была не просто экономическим картелем – у нее была и политическая функция, что четко проявилось в 1973 г. Дальнейшие же взлеты и падения ОПЕК четко отражают смену отношения к нефти в мире.

Создание ОПЕК символизировало переход от доминирования западных компаний в мировой нефтедобыче к тому, что потом назовут ресурсным национализмом. В нефтяном мире ведущую роль стали играть не транснациональные частные, а национальные государственные компании. Тогда же и сложилась картина дефицита углеводородов у основных экономик мира, которые оказались чуть ли не в заложниках у арабов и русских: ни СССР, ни Россия никогда не входили в ОПЕК, но западными странами они воспринимались как угроза.

Остроту проблемы несколько смягчили две революции: сланцевая и зеленая. Сланцевая революция в США показала, что запасы нефти в мире гораздо больше, чем принято было думать, – нефть вовсе не заканчивается, но залегает там, откуда извлечь ее раньше было невозможно технически. США стали наращивать добычу нефти и газа фантастическими темпами, вызвав восторг и у других импортеров углеводородов. Зеленая же революция породила надежду, что без нефти вообще можно обойтись (утверждение крайне спорное, но это отдельный большой сюжет).

 

Важно, что у многих потребителей пропала повышенная нервозность и ощущение зависимости от ОПЕК. Одновременно снизилась и роль ОПЕК, которую к тому же стали раздирать политические противоречия. А раз общих политических интересов стало меньше, страны начали банально обманывать друг друга в соблюдении квот. Активно развивался конфликт между Саудовской Аравией и Ираном, постепенно история становилась еще более запутанной. Саудиты в итоге поссорились еще и с Катаром, который затем из ОПЕК вообще вышел.

Перезагрузить ОПЕК помогла Россия, хотя саудиты изначально скептически смотрели на такого партнера и первое подписание сделки ОПЕК+ банально сорвали. Но дыры в бюджете заставили вернуться к этой теме. В итоге ОПЕК+ оказалась успешным предприятием, хотя новые реалии на рынке тоже были очевидны. Сделке сильно помог «безбилетник» – не присоединившийся к сделке Вашингтон. Дональд Трамп подавал верные сигналы спекулянтам, откровенно поддерживая углеводороды (чего стоит выход из Парижского соглашения), и снижал курс доллара. Трампу нужны относительно высокие цены на нефть, чтобы обеспечить рентабельность домашних сланцевых проектов. Но Трамп также должен показать своему избирателю, что бензин не будет дорожать. В результате осенью 2018 г. конфликт этих разных ролей Трампа привел к тому, что он неожиданно не стал вводить жесткие санкции против Ирана, обещав вернуться к этому вопросу через полгода. К этому времени Россия и саудиты позволили себе ослабить пояса ограничений – но к этому вопросу срочно пришлось возвращаться. Новую сделку заключали уже со скрипом – но при этом без России она вообще смысла не имела.

Сегодня уже ясно, что ОПЕК в прежнем виде не существует. Но остается без ответа вопрос – перейдут ли Россия и Саудовская Аравия к функционированию в рамках ОПЕК-2, закрепив партнерство организационно?

Для этого сотрудничество между двумя странами должно быть более плотным – и желательно политическим. Предпосылки вроде бы есть: саудиты готовы покупать у нас С-400; внешняя реакция на дело Скрипалей и Хашкоджи сближает наши режимы; cаудиты активно ищут проекты, которые должны понравиться Путину (cкажем, создают в МГУ совместный научно-исследовательский центр по развитию технологий нефтяной индустрии). Но главное – это публично обещанная покупка крупной доли в «Арктик СПГ – 2». С экономической точки зрения эта инвестиция не имеет никакого смысла. Но саудиты не только подмасливают Москву, помогая ей с очень нужным для нее проектом, но и создают рычаги воздействия на Россию.

Может ли Владимир Путин доверять такому партнеру? Вопрос серьезный. Не говоря уже о том, что сближение с саудитами вызовет все больше негатива у Ирана и Катара, с которыми Россия также пытается отстроить отношения. (Катар, например, играет важную роль в теме приватизации «Роснефти», которая еще обязательно напомнит о себе.) Саудитам же вопросы будут задавать Соединенные Штаты, с которыми рвать отношения боязно. Однако, вступив с Эр-Риядом в нефтяную сделку, Москва должна понимать, что ОПЕК+ либо скоро развалится и страны перейдут к модели конкурентных войн друг с другом, либо нужно будет усиливать взаимозависимость через систему взаимных гарантий, что и означает переход к более тесному экономико-политическому альянсу.

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ

Опубликовано: Ведомости, 18.12.2018

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики