Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Придет ли ОПЕК-2 на смену ОПЕК

Придет ли ОПЕК-2 на смену ОПЕК

Россия помогла перезагрузке ОПЕК, но для закрепления партнерства с Саудовской Аравией оно должно стать политическим

Продление сделки ОПЕК+ вновь поставило вопрос о будущем как нефтяных цен, так и самой организации производителей и экспортеров нефти. Не лишним будет вспомнить, что ОПЕК изначально была не просто экономическим картелем – у нее была и политическая функция, что четко проявилось в 1973 г. Дальнейшие же взлеты и падения ОПЕК четко отражают смену отношения к нефти в мире.

Создание ОПЕК символизировало переход от доминирования западных компаний в мировой нефтедобыче к тому, что потом назовут ресурсным национализмом. В нефтяном мире ведущую роль стали играть не транснациональные частные, а национальные государственные компании. Тогда же и сложилась картина дефицита углеводородов у основных экономик мира, которые оказались чуть ли не в заложниках у арабов и русских: ни СССР, ни Россия никогда не входили в ОПЕК, но западными странами они воспринимались как угроза.

Остроту проблемы несколько смягчили две революции: сланцевая и зеленая. Сланцевая революция в США показала, что запасы нефти в мире гораздо больше, чем принято было думать, – нефть вовсе не заканчивается, но залегает там, откуда извлечь ее раньше было невозможно технически. США стали наращивать добычу нефти и газа фантастическими темпами, вызвав восторг и у других импортеров углеводородов. Зеленая же революция породила надежду, что без нефти вообще можно обойтись (утверждение крайне спорное, но это отдельный большой сюжет).

 

Важно, что у многих потребителей пропала повышенная нервозность и ощущение зависимости от ОПЕК. Одновременно снизилась и роль ОПЕК, которую к тому же стали раздирать политические противоречия. А раз общих политических интересов стало меньше, страны начали банально обманывать друг друга в соблюдении квот. Активно развивался конфликт между Саудовской Аравией и Ираном, постепенно история становилась еще более запутанной. Саудиты в итоге поссорились еще и с Катаром, который затем из ОПЕК вообще вышел.

Перезагрузить ОПЕК помогла Россия, хотя саудиты изначально скептически смотрели на такого партнера и первое подписание сделки ОПЕК+ банально сорвали. Но дыры в бюджете заставили вернуться к этой теме. В итоге ОПЕК+ оказалась успешным предприятием, хотя новые реалии на рынке тоже были очевидны. Сделке сильно помог «безбилетник» – не присоединившийся к сделке Вашингтон. Дональд Трамп подавал верные сигналы спекулянтам, откровенно поддерживая углеводороды (чего стоит выход из Парижского соглашения), и снижал курс доллара. Трампу нужны относительно высокие цены на нефть, чтобы обеспечить рентабельность домашних сланцевых проектов. Но Трамп также должен показать своему избирателю, что бензин не будет дорожать. В результате осенью 2018 г. конфликт этих разных ролей Трампа привел к тому, что он неожиданно не стал вводить жесткие санкции против Ирана, обещав вернуться к этому вопросу через полгода. К этому времени Россия и саудиты позволили себе ослабить пояса ограничений – но к этому вопросу срочно пришлось возвращаться. Новую сделку заключали уже со скрипом – но при этом без России она вообще смысла не имела.

Сегодня уже ясно, что ОПЕК в прежнем виде не существует. Но остается без ответа вопрос – перейдут ли Россия и Саудовская Аравия к функционированию в рамках ОПЕК-2, закрепив партнерство организационно?

Для этого сотрудничество между двумя странами должно быть более плотным – и желательно политическим. Предпосылки вроде бы есть: саудиты готовы покупать у нас С-400; внешняя реакция на дело Скрипалей и Хашкоджи сближает наши режимы; cаудиты активно ищут проекты, которые должны понравиться Путину (cкажем, создают в МГУ совместный научно-исследовательский центр по развитию технологий нефтяной индустрии). Но главное – это публично обещанная покупка крупной доли в «Арктик СПГ – 2». С экономической точки зрения эта инвестиция не имеет никакого смысла. Но саудиты не только подмасливают Москву, помогая ей с очень нужным для нее проектом, но и создают рычаги воздействия на Россию.

Может ли Владимир Путин доверять такому партнеру? Вопрос серьезный. Не говоря уже о том, что сближение с саудитами вызовет все больше негатива у Ирана и Катара, с которыми Россия также пытается отстроить отношения. (Катар, например, играет важную роль в теме приватизации «Роснефти», которая еще обязательно напомнит о себе.) Саудитам же вопросы будут задавать Соединенные Штаты, с которыми рвать отношения боязно. Однако, вступив с Эр-Риядом в нефтяную сделку, Москва должна понимать, что ОПЕК+ либо скоро развалится и страны перейдут к модели конкурентных войн друг с другом, либо нужно будет усиливать взаимозависимость через систему взаимных гарантий, что и означает переход к более тесному экономико-политическому альянсу.

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ

Опубликовано: Ведомости, 18.12.2018

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики