Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Евросоюз хочет сохранить для Украины роль транзитера российского газа

Евросоюз хочет сохранить для Украины роль транзитера российского газа

18 декабря вице-президент Еврокомиссии Марош Шефчович заявил, что роль Украины как транзитной страны остается стратегической для Евросоюза и важно возобновить газовые переговоры Украина-ЕС-РФ в январе 2019 года

Об этом Шефчович написал в своем «Твиттере» по итогам прошедшей 17 декабря в Брюсселе встречи с премьер-министром Украины Владимиром Гройсманомпри участии главы правления НАК «Нафтогаз Украины» Андрея Коболева. 

 

«Важно, чтобы трехсторонние газовые переговоры (Украина-ЕС-РФ) возобновились в январе на политическом уровне», — написал он.​

Шефчович также приветствовал достигнутый Украиной прогресс в создании Фонда энергоэффективности.

«Потенциал Украины в сфере энергоэффективности огромен: если ее повысить до среднего уровня по ЕС, то экономия была бы равна потреблению энергии в Испании в течение всего года», — подчеркнул вице-президент Еврокомиссии.

Шефчович сообщил, что пригласил Украину и Россию в Брюссель провести в январе 2019 года следующий раунд трехсторонних переговоров по газу на политическом уровне. Он также ожидает участия в этих переговорах представителей «Нафтогаза» и «Газпрома».

Европа не хочет рисковать стабильностью поставок голубого топлива. Ранее директор Европейского энергетического сообщества (ЕЭС) Яниз Копач в весьма резких выражениях потребовал от украинских властей незамедлительно начать анбандлинг — процесс создания оператора газотранспортной сети (ГТС), независимого от руководства Украины.

Национальная акционерная компания «Нафтогаз Украины» должна подписать договор по передаче акций ПАО «Магистральные газопроводы Украины» (МГУ) до конца первого квартала 2019 года, сказал Копач. То есть, обращаем внимание, до выборов президента Украины.

Действие нынешнего договора заканчивается 1 января 2020 года. А из-за того, что нынешние украинские власти фактически разорвали отношения с Москвой, судьба подписания нового транзитного соглашения под большим вопросом.

По словам генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, основной камень преткновения в транзитном договоре — объемы прокачки газа через украинскую ГТС.

«Главный вопрос касательно договора на транзит, согласно апелляции Украины в Стокгольмском арбитраже, это то, сколько газа должно быть транзитировано через территорию Украины», — сказал эксперт в комментарии изданию Украина.ру.

В то же время в данный момент обсуждение этого вопроса невозможно, поскольку «Газпрому» просто не с кем договариваться, рассказал сопредседатель украинского Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич.

«Газпром», насколько мне известно, сказал: о чем нам договариваться с Коболевым (гендиректор «Нафтогаза». — Ред.), если вы, Украина, собираетесь передавать свою ГТС новому оператору? А нового оператора до сих пор нет», — подчеркнул эксперт в комментарии изданию Украина.ру.

ЕС давно пытается обеспечить эту стабильность, и третий энергопакет — один из его главных инструментов. Создание операторов ГТС, независимых от властей стран-транзитеров, предохраняет ЕС от попыток использовать транзит как политический рычаг.

Но все это не касается Украины. Именно Порошенко наиболее эффективно использует ГТС для мягкого, но последовательного шантажа ЕС. И поэтому поддержка Евросоюза была ему обеспечена не случайно.

«Срыв транзита в Европу, от которого пострадают все — и «Нафтогаз», и «Газпром», и Европа, — это страшное оружие. И угрозы сорвать транзит — это реальный вариант надавить на всех одновременно», — считает Дмитрий Марунич. 

Источник: Ukraina.ru, 18.12.2018

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики