Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Евросоюз хочет сохранить для Украины роль транзитера российского газа

Евросоюз хочет сохранить для Украины роль транзитера российского газа

18 декабря вице-президент Еврокомиссии Марош Шефчович заявил, что роль Украины как транзитной страны остается стратегической для Евросоюза и важно возобновить газовые переговоры Украина-ЕС-РФ в январе 2019 года

Об этом Шефчович написал в своем «Твиттере» по итогам прошедшей 17 декабря в Брюсселе встречи с премьер-министром Украины Владимиром Гройсманомпри участии главы правления НАК «Нафтогаз Украины» Андрея Коболева. 

 

«Важно, чтобы трехсторонние газовые переговоры (Украина-ЕС-РФ) возобновились в январе на политическом уровне», — написал он.​

Шефчович также приветствовал достигнутый Украиной прогресс в создании Фонда энергоэффективности.

«Потенциал Украины в сфере энергоэффективности огромен: если ее повысить до среднего уровня по ЕС, то экономия была бы равна потреблению энергии в Испании в течение всего года», — подчеркнул вице-президент Еврокомиссии.

Шефчович сообщил, что пригласил Украину и Россию в Брюссель провести в январе 2019 года следующий раунд трехсторонних переговоров по газу на политическом уровне. Он также ожидает участия в этих переговорах представителей «Нафтогаза» и «Газпрома».

Европа не хочет рисковать стабильностью поставок голубого топлива. Ранее директор Европейского энергетического сообщества (ЕЭС) Яниз Копач в весьма резких выражениях потребовал от украинских властей незамедлительно начать анбандлинг — процесс создания оператора газотранспортной сети (ГТС), независимого от руководства Украины.

Национальная акционерная компания «Нафтогаз Украины» должна подписать договор по передаче акций ПАО «Магистральные газопроводы Украины» (МГУ) до конца первого квартала 2019 года, сказал Копач. То есть, обращаем внимание, до выборов президента Украины.

Действие нынешнего договора заканчивается 1 января 2020 года. А из-за того, что нынешние украинские власти фактически разорвали отношения с Москвой, судьба подписания нового транзитного соглашения под большим вопросом.

По словам генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, основной камень преткновения в транзитном договоре — объемы прокачки газа через украинскую ГТС.

«Главный вопрос касательно договора на транзит, согласно апелляции Украины в Стокгольмском арбитраже, это то, сколько газа должно быть транзитировано через территорию Украины», — сказал эксперт в комментарии изданию Украина.ру.

В то же время в данный момент обсуждение этого вопроса невозможно, поскольку «Газпрому» просто не с кем договариваться, рассказал сопредседатель украинского Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич.

«Газпром», насколько мне известно, сказал: о чем нам договариваться с Коболевым (гендиректор «Нафтогаза». — Ред.), если вы, Украина, собираетесь передавать свою ГТС новому оператору? А нового оператора до сих пор нет», — подчеркнул эксперт в комментарии изданию Украина.ру.

ЕС давно пытается обеспечить эту стабильность, и третий энергопакет — один из его главных инструментов. Создание операторов ГТС, независимых от властей стран-транзитеров, предохраняет ЕС от попыток использовать транзит как политический рычаг.

Но все это не касается Украины. Именно Порошенко наиболее эффективно использует ГТС для мягкого, но последовательного шантажа ЕС. И поэтому поддержка Евросоюза была ему обеспечена не случайно.

«Срыв транзита в Европу, от которого пострадают все — и «Нафтогаз», и «Газпром», и Европа, — это страшное оружие. И угрозы сорвать транзит — это реальный вариант надавить на всех одновременно», — считает Дмитрий Марунич. 

Источник: Ukraina.ru, 18.12.2018

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики