Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Баллонище

Баллонище

Госкомпании переведут с бензина на природный газ: сколько это стоит и кому выгодно?

Вице-премьер Дмитрий Козак поручил профильным министерствам подготовить план поэтапного перехода госкомпаний на технику с использованием газомоторного топлива. Параллельно с обновлением автопарка планируется строительство новой заправочной инфраструктуры на газе в регионах. До 40% затрат будет покрываться из бюджета.

Переводить казенный транспорт на газ правительство хочет для экономии: при эквивалентном расходе кубометр газа стоит в 2–3 раза дешевле литра бензина. Газ также считается экологически чистым топливом, поскольку позволяет значительно сократить вредные выбросы от автотранспорта. В июне Владимир Путин назвал газомоторное топливо приоритетным для России на фоне экологических проблем. Наконец, запасы газа в России существенно больше, чем нефти, добыча которой в ближайшие годы начнет снижаться из-за истощения месторождений.

По данным РБК, поручение Козака должно быть реализовано с 2019 по 2024 год в рамках программы Минэнерго по развитию рынка газомоторного топлива, бюджет которой составит 175 млрд рублей.

Существует три вида газомоторного топлива, объясняет партнер компании Rusenergy Михаил Крутихин. «Во-первых, бутан-пропановая смесь — она заправляется в баллоны и используется для отопления и газовых плит. Во-вторых, компримированный природный газ, сжатый под высоким давлением, — его используют в общественном транспорте. И сжиженный природный газ, который выгодно ставить на огромные тягачи, железнодорожные локомотивы и на грузовики-самосвалы».

В директиве для госкомпаний речь, скорее всего, идет о переходе спецтехники на компримированное топливо. «Мне в голову сразу приходит крупнотоннажная техника для добычи алмазов (госкомпании «Алроса». — А. Х.), большие самосвалы, которые используют дизель вместо газа на угольных месторождениях, или подвижные составы РЖД. В этих случая возможна какая-то экономия», — полагает эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник.

Массовый интерес к газомоторному топливу появился в СССР 1970-е годы: многие устанавливали себе газовые баллоны и специальное оборудование, чтобы сэкономить на горючем. В ряде постсоветских стран, включая Армению и Казахстан, доля личного транспорта на газе до сих пор очень высока. Однако экономическая целесообразность в отказе от бензина появляется либо при очень низких ценах на газ, либо при высоком ежедневном пробеге (больше 200 км). Газовое оборудование для обычного автомобиля обойдется примерно в 40–50 тысяч рублей.

«В России такие серьезные стимулы для автовладельцев переходить на газ уже исчезли (впрочем, после скачкообразного подорожания нефтепродуктов эта тема может вновь стать популярной. — А. Х.). Теперь нужно, чтобы этим занималось государство: переводило на газ общественный транспорт, грузовики, госкомпании и так далее», — говорит Крутихин. К примеру, власти Катара к чемпионату мира по футболу в 2022 году хотят перевести на газ весь общественный транспорт в стране. По оценкам министра транспорта Максима Соколова, в России газ используют 8% автобусов.

Эксперты сомневаются в том, что в российском случае овчинка стоит выделки.

Хотя сам по себе газ значительно дешевле нефтепродуктов, для развития этого направления требуются значительные инвестиции в инфраструктуру.

В стране очень мало газовых заправок (меньше 350 на всю страну, почти все они принадлежат «дочке» «Газпрома»), оборудование для перехода на газ стоит дорого, а выгода неочевидна. Некоторые крупные города пытаются перепрыгнуть газовый этап и сразу перевести общественный транспорт с двигателей внутреннего сгорания на электричество.

«Такие директивные истории с переводом на газ вряд ли будут кем-то приветствоваться, кроме самого «Газпрома». Это такая опция, поддерживающая производителя газа», — считает Пасечник. По планам Минэнерго, рынок сбыта газа на транспорте к 2024 году должен увеличиться в пять раз. Еще одним бенефициаром программы правительства могут стать автопроизводители, среди которых группа «ГАЗ» находящегося под санкциями Олега Дерипаски. Объем господдержки автомобильной отрасли может составить 67 млрд рублей.

Следовало бы запустить полноценный пилотный проект: перевести на газ весь городской муниципальный транспорт, охватить регион газовыми станциями, а потом в случае успеха масштабировать этот эксперимент, считает Крутихин. «Вместо этого усилия тонким слоем размазываются по всей стране», — заключает он.

Лидером по темпам развития рынка «голубого топлива» является Татарстан. Власти республики с начала 2010-х проводят политику стимулирования газификации общественного и частного транспорта. Число транспортных средств, работающих на газомоторном топливе, в Татарстане превышает 4 тысячи единиц.

Похожие программы продвижения газомоторного транспорта реализовывал и сам «Газпром», но многие из них были свернуты из-за низкой рентабельности. Прогресс в этом сегменте у газового гиганта едва ли больше, чем в задаче газификации регионов. «Как показывает опыт, все программы правительства остаются просто бумажками, поскольку компании, которые должны их выполнять, действуют по собственным планам», — резюмирует Крутихин. 

Автор: Арнольд Хачатуров

Источник: Новая газета, 22.12.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Зеленая повестка в России в новую политическую эпоху
Начало СВО (специальной военной операции после 24 февраля 2022г.) на территории Украины привело к беспрецедентному обострению отношений с Западом, в том числе и с ЕС. Естественно, возник вопрос и о зеленой повестке. Энергетические консерваторы стали уговаривать кабмин поддержать традиционную энергетику в период жестких санкций и отказаться на время от опасных экспериментов, нацеленных на изменения энергобаланса. Однако лагерь зеленых догматиков вовсе не выглядит парализованным. Он продолжает креативить новые аргументы в пользу сохранения тренда на ESG. Поэтому в реальности борьба двух лагерей продолжается. И за каждым из них стоят свои группы влияния и серьезные бенефициары.
Путеводитель по европейским санкциям против российского нефтегазового бизнеса
События февраля 2022 года стали не только политическим землетрясением. Они привели и к серьезнейшей трансформации нефтегазовых рынков. Санкции против России в реальности повлияют на всех крупных экспортеров и импортеров нефти и газа. Западные страны стремятся нанести удар по российской экономике, основу которой составляют доходы от экспорта углеводородов. Соответственно, санкции нацелены на их добычу и продажу. Доклад построен по хронологическому принципу и показывает усиление санкционного режима. Доклад является полноценным путеводителем по санкциям, введенным на начало июля 2022 года ЕС и Великобританией и имеющим прямое и косвенное влияние на нефтегаз.
Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики