Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Северный поток-2" в Швеции нашел решение "проблемы Дании"

"Северный поток-2" в Швеции нашел решение "проблемы Дании"

Развернутое строительство "Северного потока-2" в водах Финляндии и Швеции неизбежно подводят Россию к неприятному "датскому вопросу". Об этом ФБА "Экономика сегодня" ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович

"Вопрос Дании в прокладке "Северного потока-2" пока однозначного ответа не имеет. Копенгаген занял выжидательную позицию – не отвечает "да" или "нет". Россия подала две заявки – первая предполагает проход трубопровода по датским территориальным водам по маршруту "Северного потока-1", вторая – по исключительной экономической зоне Дании. Вторую заявку РФ и вовсе считает уведомительной, основываясь на трактовке Конвенции по морскому праву от 1982 года.

Это соглашение гласит, что государство не может препятствовать проходу транспорта в своей исключительной экономической зоне, а газопровод – транспортная инфраструктура. Но этот вопрос все же дискуссионный – другие страны могут иначе рассматривать положение Конвенции и статус трубопроводов. При этом Москва получала разрешение у Турции для прокладки газопровода в ее водах Черного моря, хотя Анкара вовсе не ратифицировала Конвенцию 1982 года. То есть по сути мы предпочитаем договариваться по этим правилам, позиция Дании же, на мой взгляд, предсказуема", - отмечает аналитик.

23 декабря судно-трубоукладчик Solitaire достигло шведской экономической зоны. В порт шведского города Карлсхамн доставлены 34 тысячи труб, работа по их установке будет вестись до лета 2019 года. Порт в связи со строительством нанял 110 человек, предполагается создание дополнительных 30 рабочих мест. В тот же день судно-трубоукладчик Pioneering Spirit начало строительство "Северного потока-2" в водах Финляндии. Строительство газопровода в Финском заливе началось в начале сентября. В общей сложности сейчас уложено уже 370 километров газопровода.

"Есть самый крайний вариант, когда газопровод в принципе обойдет датские воды, но новый маршрут придется пересогласовывать со Швецией. Такой вариант вполне возможен, но вряд ли к нему придется прибегнуть. Гораздо вероятнее другой сценарий - на определенном этапе Копенгаген сам даст разрешение. Это произойдет, когда будет видно, что с Финляндией и Швецией Россия успешно прокладывает трубы, а с Норвегией строит прибрежную инфраструктуру газопровода. В определенный момент станет окончательно ясно: все уже решено, проект не остановить, а Евросоюз санкций ни на кого не накладывает. Дании просто не останется выбора.

По сути сейчас Копенгаген считает, что выполняет некие сдерживающие функции и в угоду определенным политическим интересам "придерживает" решение, которое обязан был выдать уже давно. Не исключаю, что вокруг этого формального "да" могут начаться даже суды, но это маловероятно. Если ключевые игроки Евросоюза покажут, что остановить проект уже невозможно, смысла Копенгагену играть в эти игры не останется", - полагает эксперт.

Парламентский популизм

В середине декабря Европейский парламент выступил за закрытие российского проекта "Северный поток-2". В резолюции проект назвали политическим и опасным для европейской безопасности. Принятие Европарламентом резолюции вызвало резко негативную реакцию российских сенаторов, депутатов Госдумы, а также МИДа, чей официальный представитель Мария Захарова назвала безумием попытки противодействовать энергетическому сотрудничеству. Вскоре палата представителей США приняла резолюцию против "Северного потока-2". 

Проект "Северный поток-2" предполагает прокладку двух газовых ниток общей мощностью 55 миллиардов кубометров в год от побережья России через Балтийское море до ФРГ. Разрешение на строительство уже выдали Германия, Финляндия и Швеция. Осталось получить согласие от Дании. Против газопровода выступает в первую очередь Украина, которая потеряет доходы от транзита российского газа. Латвия, Литва и Польша совместно заявляли, что не одобряют реализацию проекта - их лидеры уверены, что он политический. Россия неоднократно призывала не воспринимать газопровод как инструмент влияния – это исключительно экономический проект.

"Опасаться заявлений против "Северного потока-2" в американском или европейском парламенте могут только те, кто плохо понимают структуру компетенций в ЕС и США. Европарламент не в силах принять фундаментальное решение против трубопровода без согласия другого органа – Совета ЕС, а там сильны позиции национальных государств. И, конечно, ни Германия, ни Австрия такому вопросу хода не дадут.

В США все еще проще – там парламент может принимать любые резолюции с громкими заявлениями, но конечное решение по санкциям и ограничениям принимает президент. Его конгрессмены могут лишь поставить в какие-то рамки, но принудить к действию главу государства не в их силах. Потому все призывы Европарламенте, конгрессе США практического смысла не имеют.

В этом же русле, на мой взгляд, остается действовать Дании. Когда станет ясно, что его мнение на "Северный поток-2" повлиять бессильно, разрешение Копенгагеном будет дано. Произойдет это через несколько месяцев, а работы по проекту тем временем будут интенсивно идти в территориальных водах других стран, по которым пройдет трубопровод", - заключает Станислав Митрахович.

Автор: Максим Бут 

Источник: Экономика сегодня, 24.12.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики