Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия "гарантией поставок газа" дала Европе ясный сигнал по Украине

Россия "гарантией поставок газа" дала Европе ясный сигнал по Украине

Новак заявлением, что Россия гарантирует поставки газа в Европу и без соглашения с Украиной, дает недвусмысленный сигнал ЕС в отношении Киева. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков

"Глава Минэнерго Новак, говоря о гарантиях поставок газа европейским потребителям даже без соглашения с Украиной, подчеркивает, что речь идет лишь об объемах по долгосрочным контрактам. Это тонкая игра российского чиновника, рассчитанная на привлечение внимания к проблеме европейских игроков. В 2017 году Россия поставила в Европу через Украину 93,5 млрд кубометров газа – это данные открытых источников.

Если в конце 2019 года все же будут запущены обе нитки "Турецкого потока (31,5 млрд кубометров), "Северный поток-2 (55 млрд кубов), а также удастся дозагрузить на полную мощность "Северный поток-1" (4 млрд кубов дополнительно), то эти обходные мощности все равно не покроют объемы, перекачанные через Украину в 2017-м. Однако поставки России газа в ЕС делятся на обязательные по долгосрочным контрактам, и дополнительные – то, что Европа заказывает сверх этих договоров и реализует на спотовых площадках. Здесь-то и кроется казус", - отмечает аналитик.

Глава Минэнерго Александр Новак заявил: Россия готова обеспечить поставку газа по долгосрочным контрактам в Европу даже в случае, если к декабрю 2019 года не удастся договориться с Киевом по транзиту российского "голубого топлива" через Украину. "При любых обстоятельствах мы гарантируем поставку российского газа по подписанным "Газпромом" долгосрочным контрактам. В этом смысле европейские потребители будут обеспечены необходимыми объемами", - сказал министр.

"Новак практически открыто говорит Европе: обходных газопроводов России вполне хватит, чтобы обеспечивать ЕС газом по долгосрочным контрактам, но пот дополнительные объемы туда уже "не влезут". Без этого страны Евросоюза быстро столкнутся с дефицитом газа, а значит, цена на сырье в Европе серьезно вырастет. И если ЕС хочет жить в стабильности и с гарантиями, ей придется давить на Украину в ходе трехсторонних переговоров, которые анонсированы уже на ближайшие месяцы.

Украина сейчас ожидаемо потребует серьезно повысить цену на транзит российского газа по своей территории, чтобы сорвать переговоры и попытаться обвинить Россию в срыве поставок в ЕС. Москве такие игры не нужны – хочется иметь договоренности без лишний условий Киева вроде "качай или плати". И тогда доходы Украины будут зависеть от того, сколько газа сверх дополнительных объемов попросит ЕС. Эти заказы будут идти через Украину, при их отсутствии украинский маршрут не загружается", - подчеркивает эксперт.

Реакция ЕС

Новак отметил: конструктивному диалогу с украинскими властями мешают разбирательства "Газпрома" и "Нафтогаза" по поставкам и транзиту российского газа. "Поскольку в результате решений Стокгольмского арбитража был нарушен баланс интересов по двум контрактам, которые были подписаны "Газпромом" и "Нафтогазом" в 2009 году, в суде решается вопрос о расторжении этих контрактов", - сказал министр. И добавил: "Газпром" готов в качестве одной из опций рассматривать подписание мирового соглашения, которое бы удовлетворило обе компании. 

Договоренности Москвы и Киева о транзите газа через Украину истекают в 2019 году. В июле после трехсторонней встречи ЕС, России и Украины в Берлине вице-президент Еврокомиссии Марош Шефчович заявил, что Москва и Киев признали необходимым разработать новое соглашение. В августе на встрече с канцлером Германии Ангелой Меркель президент России Владимир Путин сказал, что транзит через Украину будет сохранен. Условием Москва ставит лишь коммерческую привлекательность этого маршрута.

"Европа, конечно, верно интерпретирует направленный ей посыл Новака, а также соответствующим образом отреагирует. Евросоюз в принципе нервно воспринимает угрозу столкнуться с энергодефицитом, а потому сделает все для защиты своих интересов. В первую очередь это будет означать серьезное давление на украинскую сторону.

Киеву дадут понять: если он стремится получать политические преференции Европы, ему придется на равных встроиться в энергосистему ЕС, а значит – конкурировать. На сегодняшний день украинский маршрут является самым дорогим при доставке российского газа в Европу – именно из-за аппетитов Киева. Поставки по "Северному потоку" обходятся куда дешевле, новые трубопроводы также станут куда более привлекательны экономически, чем украинское направление.

Едва ли Украине удастся удержать свои позиции в таком "прессинге" – Европа использует максимум "аргументов", чтобы навязать Киеву свои условия. И весьма вероятно, что к концу 2019 года будут подписаны новые договоренности о транзите по украинскому маршруту на благоприятных для России и ЕС условиях. Киеву Брюссель просто не оставит выбора. С другой стороны, Украина получит возможность зарабатывать при росте спроса в Европе на газ – как раз эти объемы в виде дополнительных будут перебрасываться по старому маршруту", - заключает Игорь Юшков.

Автор: Максим Бут 

Источник: Экономика сегодня, 25.12.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики