Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Прибалтика кусает локти: в Скандинавии началось строительство «Северного потока — 2»

Прибалтика кусает локти: в Скандинавии началось строительство «Северного потока — 2»

«Северный поток  2» добрался до Швеции: в ее экономической зоне началась укладка труб газопровода. Аналогичные работы продолжаются в исключительной экономической зоне Финляндии, которая не стала пересматривать свою позицию по проекту после инцидента в Керченском проливе. Строительство второй ветки «Северного потока» выходит на финишную прямую, и странам Балтии впору кусать локти, вспоминая об упущенных возможностях.

Морскую часть газопровода в Финском заливе с сентября этого года прокладывало судно Solitaire. Теперь оно продолжает работу в южной части экономической зоны Швеции, а на прежнем участке его подменяет крупнейший в мире трубоукладчик Pioneering Spirit. Соблюдать график им не мешают ни возмущение украинцев, ни резолюции Европарламента и Конгресса США, призывающие остановить реализацию проекта.

Похоже, противники российского трубопровода сделали все, что могли, но желанного рождественского подарка так и не получили. Германия и Финляндия полны решимости довести начатое до конца.

Строительство второй ветки «Северного потока» изначально зависело от участия в проекте России, Германии и Финляндии. Консенсуса между этими тремя странами было достаточно, чтобы проложить трубопровод по дну Балтийского моря и, если понадобится, обойти всех «недовольных».

Как показала практика, позицию Германии по этому вопросу поколебать трудно. Она обусловлена объективными интересами немецкого бизнеса, который всегда нуждался (а с годами будет нуждаться еще больше) в импорте дешевых энергоресурсов.

Финляндию убедить в необходимости выступить против «Газпрома» тоже не получается. Правительство страны без обиняков заявило, что не видит смысла препятствовать реализации российских энергетических проектов в регионе. Эта точка зрения остается неизменной.

Что в этой ситуации остается делать е Швеции и Дании? Можно ругать Россию на чем свет стоит и блокировать «Северный поток — 2» — тогда он просто обойдет их стороной. А может не портить отношения с Москвой и пойти ей навстречу.

Швеция уже выбрала второй вариант и выдала все разрешения, которые требовались «Газпрому».

«Да, все политические партии Швеции сказали, что не очень хорошо к нему ("Северному потоку — 2") относятся, но мы ничего не можем сделать против него», — говорил шведский посол в России Петер Эриксон.

Да и отказывать Москве, по словам дипломата, его страна не могла по нормам международного права. Можно было только «осуждать проект из-за того, как он может отразиться на окружающей среде» (хотя с точки зрения экологии к нему никаких претензий не возникает).

Вероятно, Эриксон говорит о Конвенции ООН по морскому праву. Если обратиться к ее четвертому разделу, в котором идет речь о понятии исключительной экономической зоны, позиция посла станет предельно ясна.

Другие государства в чьей-либо ИЭЗ пользуются «свободами судоходства и полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов и другими правомерными с точки зрения международного права видами использования моря, относящимися к этим свободам».

То есть разрешение от Швеции на укладку «Северного потока — 2» в ее исключительной экономической зоне России не нужно.

С Финляндией ситуация несколько сложнее: российский трубопровод в любом случае должен проходить через ее территориальные воды, а не ИЭЗ. А вот территориальные воды Швеции можно обойти.

Во время переговоров с Данией, которая пока не дала своего согласия на участие в проекте, Москва использует тот же аргумент. Заявки поданы на проход и по территориальным водам, и по исключительной экономической зоне. Откажетесь от первого варианта — воспользуемся вторым.

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович отмечает, что разные страны по-разному трактуют положения конвенции, так что у Дании все же есть возможность «огрызнуться» по поводу прохода «Северного потока — 2» в ее ИЭЗ.

Но у России есть и третий вариант — вообще обойти датские воды. Маршрут будет чуть длиннее и чуть затратнее, но едва ли кто-то сомневается, что Москва в случае надобности им воспользуется. То есть возможности заблокировать «Северный поток — 2» у неопределившейся Дании отсутствуют в принципе. Зачем тогда напрягаться?

«Гораздо вероятнее другой сценарий — на определенном этапе Копенгаген сам даст разрешение, — полагает Митрахович. — Это произойдет, когда будет видно, что с Финляндией и Швецией Россия успешно прокладывает трубы, а с Норвегией строит прибрежную инфраструктуру газопровода».

Финны уже подсчитывают потенциальную прибыль.

Согласно анализу консалтинговой компании Arthur D. Little, Финляндия извлечет из «Северного потока — 2» 430 миллионов евро и 2,6 тысячи человеко-лет трудоустройства.

Суоми уже заработала на строительстве первой ветки трубопровода. Вторая часть «Северного потока» только строится, но уже приносит Финляндии пользу.

В связи с укладкой труб в аэропорту Хельсинки — Малми после многолетнего перерыва возобновляется рейсовое пассажирское сообщение. А часть элементов конструкций газопровода будут перевозить на место строительства через Финляндию, что также принесет доход стране.

Извлечь свою выгоду из реализации проекта могли бы и страны Балтии.

Когда «Северный поток» существовал только на бумаге, Эстония рассматривалась российской стороной в качестве потенциального партнера, но Таллин поспешил откреститься от сотрудничества с Москвой.

Финляндия, напротив, предложила свои услуги.

Через 10 лет шанс подзаработать получила Латвия. Вентспилскому порту и его терминалам Noord Natie Ventspils Terminals и Eurohome Latvija предложили участвовать в строительстве «Северного потока — 2». Они могли заняться хранением и поставкой труб.

В управлении порта подсчитали сумму вероятных доходов — 25 миллионов евро.

Тем не менее правительство Латвии решило показать, что союзнический долг для них ценнее.

Министр иностранных дел Эдгар Ринкевич так и сказал: использование Вентспилского порта привело бы «к расколу среди партнеров в регионе и поставило бы под угрозу совместные проекты и доверие к Латвии в отношениях с НАТО и ЕС».

По собственной инициативе страны Балтии остались на одной стороне с Украиной. В данном случае — на стороне проигравших. Теперь извлечь экономическую выгоду они смогут разве что из распила украинской ГТС и сдачи ее на металлолом. И это в то время, когда скандинавские страны заколачивают деньги на строительстве «Северного потока».

 Вот вам и разгадка, почему страны Прибалтики думали, что после выхода из СССР они заживут, как финны и шведы, но за 30 лет так и не догнали по уровню жизни вожделенную Скандинавию. Деньги нужно уметь зарабатывать, а не только клянчить их у богатых членов Евросоюза. Финляндия со Швецией используют энергетику, чтобы делать деньги. Прибалтика — чтобы клянчить. 

Автор: Алексей Ильяшевич

Источник: RuBaltic.Ru, 26.12.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики