Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Сила потоков: в 2019 году "Газпром" заканчивает ключевые трубопроводы

Сила потоков: в 2019 году "Газпром" заканчивает ключевые трубопроводы

"Газпрому" предстоит нелегкий 2019 год - компания должна пройти пик инвестпрограммы, договориться с Украиной о транзите своего газа в Европу после окончания действия контракта, обеспечить рост экспорта на фоне эффекта высокой базы 2018 года и, наконец, достроить сразу три крупнейшие газовые магистрали: "Силу Сибири", "Турецкий поток" и "Северный поток-2".
 
Все три проекта находятся под пристальным вниманием зарубежных партнеров и конкурентов "Газпрома". Компания уверена в том, что в 2019 году начнет экспортировать российский трубопроводный газ в КНР ‒ поставки по "Силе Сибири" должны начаться 20 декабря 2019 года. "Газпром" завершил основные работы на линейной части газопровода уже в этом году, в следующем останется провести только пусконаладочные работы.
 
Китай готов принять трубопроводный газ из России: спрос растет невероятными темпами, места на рынке достаточно всем, даже конкурентному СПГ, нет угрозы санкций и регуляторов, придумывающих новые законы для ограничения поставок газа. Противоположная ситуация складывается на европейском рынке газа, который пока остается основным для "Газпрома". Именно поэтому эксперты, опрошенные РИА Новости, сомневаются в запуске второй нитки "Турецкого потока" и "Северного потока-2" в конце 2019 года.

Новая система координат

"Газпром" готовится работать в новой системе координат на европейском газовом рынке, говорил в середине октября председатель правления концерна Алексей Миллер. Координаты заданы, в первую очередь, впечатляющим ростом экспорта российского трубопроводного газа ‒ компания планирует побить исторический рекорд и экспортировать в 2018 году около 205 миллиардов кубометров газа. 
 
Такой объем экспорта приближает "Газпром" к максимально возможным поставкам в рамках действующих контрактов с европейскими потребителями. Более того, покупатели заявляют, что им в среднесрочной перспективе нужны от "Газпрома" еще около 50 миллиардов кубометров газа в год, говорила в октябре глава "Газпром экспорта" Елена Бурмистрова. Именно поэтому "Газпрому" нужна фактически новая газотранспортная система (ГТС): такие газопроводы, как "Турецкий поток" и "Северный поток-2", существующая ГТС не справится с таким спросом на газ, отмечала она.
 
Из-за этого на 2018 и 2019 годы приходится пик инвестиционных вложений "Газпрома" ‒ 1,5 триллиона рублей и 1,3 триллиона рублей соответственно. Далее планируется их некоторое снижение.
 
"Газпром" строит свои планы на основе прогнозов по росту спроса на импорт газа в Европе на фоне снижения его добычи в европейских странах. Консенсус-прогноз, подготовленный "Газпромом", предусматривает рост импорта газа в Европе на 81 миллиард кубометров газа к 2030 году и 84 миллиарда кубометров ‒ к 2040 году. 
 
Международные эксперты также прогнозируют рост доли российского газа на европейском рынке. Так, Международное энергетическое агентство в докладе World Energy Outlook 2018 оценивает долю РФ в объеме импортируемого Европой газа в 37% к 2040 году. Британская BP в своем Energy Outlook прогнозирует рост доли российского газа в общем спросе на газ в Европе до почти 50% к 2040 году.
 
Вероятность, что новые газопроводы из РФ в ЕС не понадобятся в среднесрочной перспективе, очень мала, считает заместитель гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. "Иначе бы, зачем американцам с таким остервенением бороться с "Северным потоком-2", ‒ рассуждает эксперт. "А если серьёзно, то Европе и Германии, в частности, нужно будет больше газа для выхода из угля в электрогенерации, отказа от АЭС и замещения нефтепродуктов на транспорте. И гораздо больше импортного газа в связи с истощением собственных запасов, которое приводит к падению добычи", ‒ отмечает он.

Начнутся ли поставки?

Турецкий поток" и "Северный поток-2" совокупно принесут на рынок дальнего зарубежья дополнительные 86,5 миллиарда кубометров газа в год (31,5 миллиарда и 55 миллиардов кубов соответственно). Строительство "Турецкого потока" ведется быстро ‒ менее, чем за два года была построена морская часть газопровода, ведутся работы по строительству наземной инфраструктуры в Турции. 
 
"Нет никаких сомнений в том, что "Турецкий поток" будет запущен. Морская часть трубы уже уложена, работы на турецком берегу (приемный терминал и инфраструктура для подачи газа в сети Botas) тоже идут по плану, завершена оценка воздействия на окружающую среду по газопроводу, который позволит распределять газ из второй нитки", ‒ говорит Гривач.
 
Но именно строительство второй, транзитной, нитки может вызвать негативную реакцию европейских политиков, которые противятся любой попытке увеличить поставки российского газа по альтернативным Украине маршрутам. Однако российские власти и представители "Газпрома" неоднократно заявляли о том, что транзит газа через Украину сохранится после 2019 года при его экономической целесообразности, переговоры об этом уже идут.
 
"Газ по "Турецкому потоку", вероятно, также будет пущен в следующем году, но пока остаются вопросы с его присоединением к европейской системе газопроводов", ‒ считает директор группы по природным ресурсам и сырьевым товарам рейтингового агентства Fitch Дмитрий Маринченко. 
 
"Северному потоку‒2" повезло меньше "Турецкого": внимание политиков ЕС и США уже давно приковано к строительству новой газовой магистрали в Балтийском море. "На "Северный поток-2" направлены основные усилия США и их сателлитов в Европе в сфере противодействия энергетическому сотрудничеству России и ЕС. Еще не выдано разрешение от Дании, которая всеми правдами и неправдами растягивает процедуру. Тем не менее, строительство в Балтийском море и на обоих берегах идет полным ходом", ‒ говорит Гривач.
 
Компания‒оператор проекта Nord Stream 2 AG уже построила 370 километров газопровода из 1200 и начала глубоководное строительство магистрали. "С точки зрения графика строительства, финансирования и всего прочего, что не касается политической линии США направленной против стабильного газоснабжения Европы российским газом, я не вижу проблем уложиться в срок", ‒ уточняет Гривач.
 
Но угроза санкций действительно существует. В середине декабря палата представителей конгресса США единогласно приняла резолюцию о противодействии "Северному потоку-2". Вслед за США Европарламент 12 декабря принял на сессии в Страсбурге резолюцию, в которой призвал отменить реализацию "Северного потока-2".

Эксперты все же допускают задержку в реализации "Северного потока-2", если к проекту будут применены санкции. "Возможны некоторые задержки с "Северным потоком-2", если Запад усилит санкционное давление на Россию в следующем году", ‒ считает Маринченко. "Что касается "Северного потока-2", то вероятно его запуск будет осуществлён позже 2019 года: даже если морская часть будет достроена в 2019 году, строительство сухопутного продолжения по территории Германии не будет завершено до конца следующего года", ‒ отмечает аналитик Центра энергетики Московской школы управления "Сколково" Александр Собко. 

Источник: РИА Новости, 27.12.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики