Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Сохранить объем экспорта российской нефти позволит введение налога на дополнительный доход

Сохранить объем экспорта российской нефти позволит введение налога на дополнительный доход

При поддержании объемов добычи на текущем уровне, Россия сможет и дальше сохранять нынешние объемы экспорта и внутреннего потребления, уверен глава Минэнерго Александр Новак. Как считает преподаватель финансового университета РФ Игорь Юшков, довольно значимым инструментом поддержки нефтяной отрасли должен стать налог на дополнительный доход. 

Основная задача нефтяной отрасли

В качестве одной из основных задач в нефтяной отрасли на 2019 год Минэнерго РФ называет сохранение объемов экспорта российской нефти на уровне текущего года, сообщил журналистам глава ведомства Александр Новак. По его мнению, если у нас будет объем добычи нефти тот же, мы будем сохранять объем экспорта, объем внутреннего потребления. При этом министр не исключил снижения добычи нефти в России уже в 2021-2022 годах.

Как считает Новак, это может произойти в случае отсутствия стимулирующих мер. Одной из таких мер может стать введение налога на дополнительный доход (НДД). «Введение НДД поможет стимулировать добычу нефти в Западной Сибири, уже через год после перехода на новый налог можно будет оценить его эффективность», - считает Новак. Ранее в Минэнерго отмечали, что НДД позволит увеличить налоговые поступления на 1,2 трлн рублей до 2035 года.

«Без довольно быстрого внедрения НДД у нас действительно может произойти сокращение объемов производства. Пока еще небольшие темпы снижения, но соответствующая тенденция намечается. Сейчас мы находимы на полке, поэтому добыть больше без каких-то изменений, прежде всего в налоговой системе, уже не сможем. В Западной Сибири у нас добыча падает ежегодно и довольно существенно, а новые месторождения только восполняют падение.

Чтобы выйти в плюс, нам нужны новые нефтегазовые провинции, но стимулов для их открытия сейчас нет. Повернуть ситуацию может налог на добавленный доход. Нынешняя модель, когда вы платите налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), работает таким образом, что вы всегда платите с того же самого объема. Но НДД предполагает, что платите не с объема месторождения, а с доходов, которые получаете от его разработки», - комментирует собеседник ФБА «Экономика сегодня». 

Преимущества и значение НДД 

Как добавляет Игорь Юшков, на первом этапе компании много вкладывают в развитие месторождения, и впоследствии все деньги уходят на кредиты, прибыли практически не остается. НДД учитывает эти экономические аспекты, поэтому на первом этапе компании будут платить меньше налогов, а при выходе добычи на полную мощность отчисления пропорционально увеличиваются. Работает принцип «чем больше зарабатываете – тем больше платите».

«Такой подход позволит компаниям не бояться начинать новые проекты, чтобы не было высокой налоговой нагрузки. Кроме того, будет решена проблема старых выработанных месторождений, они останутся рентабельными и нефтяники продолжат на них добирать все объемы нефти, а не бросать их после уменьшения объемов добычи. Сегодня же существуют проблемы как с запуском новых проектов, так и с добором на старых.

Принятие НДД затрудняли опасения правительства, что компании начнут все подряд себе записывать в расходы, лишь бы оставаться убыточными на бумаге, тем самым постоянно сокращая выплаты налогов. Но сейчас мы дошли до той стадии, когда хуже уже не будет. Лучше кропотливо заняться проверкой проектов, отслеживая рентабельность и тело налогообложения, чем испытать проблемы с добычей. На мой взгляд, НДД может стать довольно значимым инструментом поддержки», - уверен Юшков.

Напомним, что ранее наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед Аль Сауд уже прогнозировал, что через 19 лет добыча российской нефти значительно сократится, или даже РФ исчезнет с мирового рынка производителей нефти. Но эксперты тогда сошлись во мнении, что такого просто не может быть, так как уже сейчас в России идет освоение арктического шельфа, который обладает огромными запасами нефти и газа.

Автор: Андрей Петров 

Источник: Экономика сегодня, 27.12.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики