Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > И. Юшков: Соглашение ОПЕК+ в 2019 году позволит странам-участницам «верстать» бюджет

И. Юшков: Соглашение ОПЕК+ в 2019 году позволит странам-участницам «верстать» бюджет

Новое соглашение ОПЕК+, которое заключили на 2019 год, это попытка нащупать тот объем нефти, который участники должны добывать для поддержания определенного уровня цены. Урегулирование стоимости черного золота позволит странам верстать бюджеты. Такой прогноз Агентству нефтегазовой информации представил ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

- Игорь Валерьевич, какими событиями в нефтегазовой отрасли запомнился 2018 год?

- Одним из главных событий стал бензиновый кризис. Весной поднялась стоимость на оптовом рынке, постепенно подорожание дошло до розницы. Это совпало с прямой линией президента. Первый же вопрос от населения был про изменение ценовой политики на АЗС, что показало социальную  и даже политическую значимость данной темы.  Тогда правительство приняло меры для сдерживания цен - понизили акциз. Но, осенью стоимость нефтепродуктов опять пошли вверх. Теперь правительство решило тушить пожар за счет нефтяников, хотя есть достаточный набор инструментов воздействия на рынок. Фактически, договоренность кабинета министров с нефтяными компаниями стал переход на ручное управления и государственное регулирование цен на рынке нефтепродуктов. Причем, правительство обещает и дальше сдерживать рост за счет угроз нефтяным компаниям, с помощью перекрытия возможности экспортировать нефтепродукты. Как это будет сделано в 2019 году непонятно, так как с 1 января повысится НДПИ в рамках налогового маневра, вырастит НДС и акциз на топливо. 

В 2018 году мы увидели новый эффект на мировом рынке нефти. Соглашение ОПЕК+ способствовало росту цен на нефть, в это время все больше американских сланцевых проектов становились рентабельными, произошло увеличение добычи.  Возникло разногласие: ОПЕК+ сокращает добычу, а США ее наращивают и занимают все больше места на рынке. Поэтому в ноябре мы увидели существенное падение цен на нефть. Конечно, тут сыграла свою роль и подготовка РФ и Саудовской Аравии к введению санкций против Ирана. Мы и саудиты наращивали добычу  к ноябрю, рассчитывая, что ограничения против Ирана от США приведут к снижению экспорта нефти из исламской республики. Однако США дали покупателям иранской нефти отсрочку до марта 2019 года, что привело к новой волне перепроизводства. Новое соглашение ОПЕК+ направлено не только, точнее не столько на повышение цен на нефть. Это попытка нащупать тот объем нефти, который участники соглашения должны добывать для поддержания определенного уровня цены, при которой мы сможем верстать свои бюджеты, но американские сланцевые проекты уже не смогут столько активно наращивать добычу. 

В газовой сфере год стал крайне интересным. Китай продолжает свою программу сокращения потребления угля. Это приводит к существенному росту цен на азиатских рынках. Если в январе 2018 года стоимость импортированного СПГ для КНР составляла 320 долларов за тыс. куб. м., то в августе достигла уже 360 тыс., хотя обычно летом происходит спад цен на рынке. Это поддерживало высокий уровень цен в Азии на протяжении всего года. В определенной степени это стало подарком для Газпрома, так как он увеличивает поставки газа в Европу, из которой СПГ уходил в Азию. Даже при поставках голубого топлива в европейские порты было выгоднее его не потреблять, а перегружать в газовоз и отправлять в Азию. В результате Газпром по итогам года рассчитывает увеличить поставки голубого топлива в Европу до уровня более чем 200 млрд. куб. м. Еще одним фактором увеличения поставок российского газа в Европу стало сокращенные собственной добычи (в Европе). В частности, Нидерланды из экспортеров стали импортерами.

- В уходящем году хорошие результаты развития продемонстрировал рынок СПГ. Какие главные проекты года вы можете выделить?

- Одним из главных запущенных проектов в 2018 году стал Ямал СПГ. Вторая и третья очереди завода были запущены с опережением графика. Это создало дополнительные проблемы - нехватка газовозов арктического класса, из-за которых НОВАТЭКу приходится экспортировать сжиженный газ из Сабетты в европейском направлении. С другой стороны НОВАТЭК получил дополнительное топливо, а значит дополнительный доход. Для государства этот проект пока фактически ничего не приносит, так как получил специальный льготный налоговый режим. Последующие СПГ проекты НОВАТЭКа могут быть более выгодными для страны, так как увеличат кооперацию с отечественными предприятиями и создадут рабочие места. Но обустройство Обской губы, терминалов на Камчатке и в Мурманской области потребуют и госрасходов, поэтому пока развитие СПГ проектов НОВАТЭКа дают государству скорее имиджевые выгоды: приход  иностранных инвесторов, повышение доли России на мировом рынке СПГ и т.д.  

Источник: Агентство нефтегазовой информации, 29.12.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики