Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > У ЕС больше нет альтернативы: "Северный поток-2" окончательно провалил "газовые" планы США и Украины

У ЕС больше нет альтернативы: "Северный поток-2" окончательно провалил "газовые" планы США и Украины

Одним из главных вопросов внешней политики России является реализация проекта «Северный поток-2», от перспектив которого зависит значительная часть экспорта российского природного газа на территорию Евросоюза. 

У «Северного потока-2» нет альтернативы

Глава компании «Газпром» Алексей Миллер сегодня заявил, что поставки газа в Евросоюз по «Северному потоку-2» начнутся так, как это запланировано, т.е. 1 января 2020 года, причем давление со стороны США не внесло коррективы в данные планы.

Другой вопрос, что до сих пор не решена проблема Дании, благодаря которой строительство «Северного потока-2» может быть отсрочено, не говоря уже о том, что следующий год обещает быть напряженным, как в контексте украинских, так и общеевропейских дел.

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» пришел к выводу, что у «Северного потока-2» не существует альтернативы.

Как считает эксперт, он может быть отменен на стадии реализации только в том случае, если произойдет какая-то масштабная провокация вроде того, что случилось летом 2014 года, когда в небе над Донецкой областью был сбит малазийский «Боинг». Здесь нужно добавить, что именно эта смутная история стала причиной введения секторальных санкций Евросоюза в отношении нашей страны. 

Многое зависит от готовности европейских газопроводов

При этом, до сих пор нет никакого внятного расследования этой катастрофы, если не брать объективные данные российских экспертов, которые систематически игнорируются другими заинтересованными сторонами. И это, собственно, подтверждает то обстоятельство, что данное событие было сознательной провокацией для вполне конкретной цели, но вряд ли подобное повторится из-за «Северного потока-2».

Во-первых, «Северный поток-2» необходим Евросоюзу, а самое главное Германии, для которой дешевый российский газ является тем фактором, от чего зависит само существование германской национальной экономики, а, во-вторых, для этого необходим очередной конфликт с Россией, который может привести к самым непредсказуемым последствиям. Так что, на этот вариант никто на Западе не пойдет.

«Данный проект будет пропускать порядка 55 млрд кубов газа, а весь вопрос заключается в другом, а именно, будут ли готовы все продолжения «Северного потока-2» на территории европейских государств, или все-таки к 2020 году этого не произойдет», - констатирует Юшков.

Ведь в случае, если даже «Северный поток-2» будет полностью построен, а принимающая с него газ трубопроводная система – нет, то это означает тот факт, что на неопределенный срок этот новый маршрут будет загружен в лучшем случае на две трети. 

«Газпром» точно закончит свой комплекс работ в положенный срок

«Впрочем, это не противоречит заявлению Миллера, поскольку глава «Газпрома» здесь имеет в виду то, что его проект в качестве «Северного потока-2» доходит до берега Германии, а за его продолжение отвечают уже европейцы», - заключает Юшков.

В Евросоюзе для принятия газа с «Северного потока-2» строится свой собственный газопровод Egual, но пока непонятно, когда он будет введен в эксплуатацию, поскольку его строители внимательно наблюдают за напряженной ситуацией с головным проектом.

«При этом, этот проект также реализовывается, но в меньшем темпе, чем «Северный поток-2», поэтому, видимо, к 1 января 2020 года в рамках него будет построено не все, и через эту систему сможет прокачиваться не 55 млрд кубов газа, а где-то 30-35. Таким образом, этот проект выйдет на полную мощность где-то к началу 2021 года, что, собственно, и планировалось», - резюмирует Юшков.

Также возникает вопрос, а не придумают ли в Евросоюзе какие-то новые меры по отношению к данному проекту, как в случае с первым «Северным потоком» – в этом вопросе так называемый Третий энергопакет ограничил его пропускную способность вдвое. 

Фактор Украины в газовом вопросе никого в Евросоюзе не интересует

«Северный поток-2» полностью отвечает европейскому законодательству и конкретно Третьему энергопакету, поскольку заканчивается до того, как входит на территорию Германии, поэтому какие-то новые негативные действия ЕС здесь маловероятны», - констатирует Юшков.

Было же соответствующее судебное разбирательство в Евросоюзе по поводу наложения ограничений Третьего энергопакета на морскую часть «Северного потока-2», которое признало незаконность подобных требований с точки зрения европейского права. Ведь в таком случае можно запретить строительство трубопроводов, как в международных водах, так и в территориальных водах России.

Это, естественно, абсурд, на который никто в Европе не пойдет, хотя в этом вопросе примечательна и перемена настроений на Украине, где теперь все чаще говорят о том, что «Северный поток-2» будет построен, но по каким-то причинам не будет введен в эксплуатацию.

Такое мнение высказывал, например, известный украинский политолог Михаил Погребинский, но на практике сама украинская сторона вместе со своей неконструктивной политикой отбивает у европейцев всякое желание сотрудничать с собой по этому вопросу. 

Тем более, через Украину в этом году прошло порядка 90 млрд кубов газа, и если 55 из них заберет «Северный поток-2», а 15,5 первая нитка «Турецкого потока», то на долю украинской ГТС все равно останется порядка 30 млрд кубов, и это сегодня устраивает всех.

Так что, «Северный поток-2» является компромиссным решением ЕС и России, которому вряд ли что-то может помешать.

Автор: Дмитрий Сикорский 

Источник: Экономика сегодня, 30.12.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Нефтяной сектор России под санкционным давлением: уроки выживания
Санкционное давление на российскую нефтянку нарастает. 5 декабря вступило в силу эмбарго на морские поставки нефти из России в ЕС. Одновременно заработал и механизм price сap, придуманный США и поддержанный странами G7, ЕС, Австралией, Норвегией и Швейцарией. А ведь это далеко не первые санкции, введенные против отрасли после начала СВО. Доклад ФНЭБ позволит подвести первые итоги реакции нефтяной промышленности на жесткие санкции и понять, насколько успешным является противостояние этому давлению.
Арктические проекты в контексте энергетического разворота на восток
События 24 февраля 2022 года, с одной стороны, радикально переписали экономическую повестку, с другой, позволили понять, в каком реальном состоянии находятся проекты, на словах вроде бы активно развивавшиеся уже много лет. Если до жестких санкций можно было закрывать глаза на темпы реализации планов, о которых постоянно говорили с высоких трибун, то теперь от их состояния без всякого преувеличения зависит судьба российской экономики. Одним из них является Арктика.
Зеленая повестка в России в новую политическую эпоху
Начало СВО (специальной военной операции после 24 февраля 2022г.) на территории Украины привело к беспрецедентному обострению отношений с Западом, в том числе и с ЕС. Естественно, возник вопрос и о зеленой повестке. Энергетические консерваторы стали уговаривать кабмин поддержать традиционную энергетику в период жестких санкций и отказаться на время от опасных экспериментов, нацеленных на изменения энергобаланса. Однако лагерь зеленых догматиков вовсе не выглядит парализованным. Он продолжает креативить новые аргументы в пользу сохранения тренда на ESG. Поэтому в реальности борьба двух лагерей продолжается. И за каждым из них стоят свои группы влияния и серьезные бенефициары.
Путеводитель по европейским санкциям против российского нефтегазового бизнеса
События февраля 2022 года стали не только политическим землетрясением. Они привели и к серьезнейшей трансформации нефтегазовых рынков. Санкции против России в реальности повлияют на всех крупных экспортеров и импортеров нефти и газа. Западные страны стремятся нанести удар по российской экономике, основу которой составляют доходы от экспорта углеводородов. Соответственно, санкции нацелены на их добычу и продажу. Доклад построен по хронологическому принципу и показывает усиление санкционного режима. Доклад является полноценным путеводителем по санкциям, введенным на начало июля 2022 года ЕС и Великобританией и имеющим прямое и косвенное влияние на нефтегаз.
Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики