Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > У ЕС больше нет альтернативы: "Северный поток-2" окончательно провалил "газовые" планы США и Украины

У ЕС больше нет альтернативы: "Северный поток-2" окончательно провалил "газовые" планы США и Украины

Одним из главных вопросов внешней политики России является реализация проекта «Северный поток-2», от перспектив которого зависит значительная часть экспорта российского природного газа на территорию Евросоюза. 

У «Северного потока-2» нет альтернативы

Глава компании «Газпром» Алексей Миллер сегодня заявил, что поставки газа в Евросоюз по «Северному потоку-2» начнутся так, как это запланировано, т.е. 1 января 2020 года, причем давление со стороны США не внесло коррективы в данные планы.

Другой вопрос, что до сих пор не решена проблема Дании, благодаря которой строительство «Северного потока-2» может быть отсрочено, не говоря уже о том, что следующий год обещает быть напряженным, как в контексте украинских, так и общеевропейских дел.

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» пришел к выводу, что у «Северного потока-2» не существует альтернативы.

Как считает эксперт, он может быть отменен на стадии реализации только в том случае, если произойдет какая-то масштабная провокация вроде того, что случилось летом 2014 года, когда в небе над Донецкой областью был сбит малазийский «Боинг». Здесь нужно добавить, что именно эта смутная история стала причиной введения секторальных санкций Евросоюза в отношении нашей страны. 

Многое зависит от готовности европейских газопроводов

При этом, до сих пор нет никакого внятного расследования этой катастрофы, если не брать объективные данные российских экспертов, которые систематически игнорируются другими заинтересованными сторонами. И это, собственно, подтверждает то обстоятельство, что данное событие было сознательной провокацией для вполне конкретной цели, но вряд ли подобное повторится из-за «Северного потока-2».

Во-первых, «Северный поток-2» необходим Евросоюзу, а самое главное Германии, для которой дешевый российский газ является тем фактором, от чего зависит само существование германской национальной экономики, а, во-вторых, для этого необходим очередной конфликт с Россией, который может привести к самым непредсказуемым последствиям. Так что, на этот вариант никто на Западе не пойдет.

«Данный проект будет пропускать порядка 55 млрд кубов газа, а весь вопрос заключается в другом, а именно, будут ли готовы все продолжения «Северного потока-2» на территории европейских государств, или все-таки к 2020 году этого не произойдет», - констатирует Юшков.

Ведь в случае, если даже «Северный поток-2» будет полностью построен, а принимающая с него газ трубопроводная система – нет, то это означает тот факт, что на неопределенный срок этот новый маршрут будет загружен в лучшем случае на две трети. 

«Газпром» точно закончит свой комплекс работ в положенный срок

«Впрочем, это не противоречит заявлению Миллера, поскольку глава «Газпрома» здесь имеет в виду то, что его проект в качестве «Северного потока-2» доходит до берега Германии, а за его продолжение отвечают уже европейцы», - заключает Юшков.

В Евросоюзе для принятия газа с «Северного потока-2» строится свой собственный газопровод Egual, но пока непонятно, когда он будет введен в эксплуатацию, поскольку его строители внимательно наблюдают за напряженной ситуацией с головным проектом.

«При этом, этот проект также реализовывается, но в меньшем темпе, чем «Северный поток-2», поэтому, видимо, к 1 января 2020 года в рамках него будет построено не все, и через эту систему сможет прокачиваться не 55 млрд кубов газа, а где-то 30-35. Таким образом, этот проект выйдет на полную мощность где-то к началу 2021 года, что, собственно, и планировалось», - резюмирует Юшков.

Также возникает вопрос, а не придумают ли в Евросоюзе какие-то новые меры по отношению к данному проекту, как в случае с первым «Северным потоком» – в этом вопросе так называемый Третий энергопакет ограничил его пропускную способность вдвое. 

Фактор Украины в газовом вопросе никого в Евросоюзе не интересует

«Северный поток-2» полностью отвечает европейскому законодательству и конкретно Третьему энергопакету, поскольку заканчивается до того, как входит на территорию Германии, поэтому какие-то новые негативные действия ЕС здесь маловероятны», - констатирует Юшков.

Было же соответствующее судебное разбирательство в Евросоюзе по поводу наложения ограничений Третьего энергопакета на морскую часть «Северного потока-2», которое признало незаконность подобных требований с точки зрения европейского права. Ведь в таком случае можно запретить строительство трубопроводов, как в международных водах, так и в территориальных водах России.

Это, естественно, абсурд, на который никто в Европе не пойдет, хотя в этом вопросе примечательна и перемена настроений на Украине, где теперь все чаще говорят о том, что «Северный поток-2» будет построен, но по каким-то причинам не будет введен в эксплуатацию.

Такое мнение высказывал, например, известный украинский политолог Михаил Погребинский, но на практике сама украинская сторона вместе со своей неконструктивной политикой отбивает у европейцев всякое желание сотрудничать с собой по этому вопросу. 

Тем более, через Украину в этом году прошло порядка 90 млрд кубов газа, и если 55 из них заберет «Северный поток-2», а 15,5 первая нитка «Турецкого потока», то на долю украинской ГТС все равно останется порядка 30 млрд кубов, и это сегодня устраивает всех.

Так что, «Северный поток-2» является компромиссным решением ЕС и России, которому вряд ли что-то может помешать.

Автор: Дмитрий Сикорский 

Источник: Экономика сегодня, 30.12.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики