Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нефтяной безбилетник: где пределы влияния США на мировую энергетику

Нефтяной безбилетник: где пределы влияния США на мировую энергетику

«Старый ОПЕК» окончательно потерял способность быть регулятором рынка, передав фактически эту роль американцам. Теперь вовсе не от решений ОПЕК, а от уровня и пределов колебания именно американской добычи колеблются и мировые цены, и меняется восприятие спекулянтами текущих трендов

Для мировой энергетики и России в частности 2018 год вновь доказал, что мы все продолжаем жить в американоцентричном мире, а его неоднократно обещанное скорое «исчезновение» так до сих пор и не произошло. Именно принимаемые в Америке решения, американское производство и американская политика остаются ключевыми факторами, от которых зависят все остальные страны. При этом американское влияние хоть и масштабно, но не безгранично, и 2018 год как раз показал границы этого влияния.

Например, сейчас все будут ждать итогов 2018 года для американской компании Tesla, которая ранее еще ни одного года не была прибыльной. Да, эти итоги не дадут однозначный ответ, какое именно будущее ждет электромобили — и, соответственно, мировую энергетику — в самое ближайшее время. На деле остается очень много аргументов не только «за», но и «против» анонсированного качественного и именно очень быстрого перехода в этой сфере, а многие политики, решившие оседлать модную волну и начавшие делать громкие заявления о скором запрете двигателей внутреннего сгорания, явно попали в интеллектуальную «ловушку энтузиаста». Однако все равно итоги года для Tesla, особенно если их удастся проинтерпретировать позитивно, дадут пищу для еще более оживленных дискуссий на данную тему и для размышлений в духе «скорого конца эры нефти».

И все же наиболее ярко американская роль в мире видна не в аспекте «убийства нефти как товара из-за прогресса технологий», а в аспекте доминирования в пока еще существующем «мире нефти». США демонстрируют огромный рост добычи (рост суточной добычи за 2018 год составил более 1,5 млн баррелей), а действия тех же участников ОПЕК+ оказываются лишь реакцией на то, что происходит в США. 

По жидким углеводородам, считая конденсат, Америка уже давно находится на первом месте в мире по добыче, к концу 2018 года страна вышла в лидеры и непосредственно по нефти. Сейчас EIA и Международное энергетическое агентство, а также различные консалтинговые и аналитические компании соревнуются в прогнозах относительно продолжения стремительного роста американской добычи в предстоящих годах. Цифры приводятся разные, но особых сомнений относительно самого факта дальнейшего быстрого роста добычи нет. Активно идет процесс «расшивания бутылочных горлышек», то есть инфраструктурных и иных сходных ограничений, мешающих еще быстрее увеличивать производство нефти. Когда строительство дополнительных нефтепроводов в США будет завершено, проблем у конкурентов американских нефтяников в мире только добавится.

Полноценного и стратегического ответа на вызов американских нефтяников у иных производителей, у традиционных игроков мирового рынка, просто нет. «Старый ОПЕК» окончательно потерял способность быть регулятором рынка, передав роль т.н. «swing producer’а» американцам. Теперь вовсе не от решений ОПЕК, а от уровня и пределов колебания именно американской добычи (колебания — «swing’а») колеблются и мировые цены, и меняется восприятие спекулянтами текущих трендов.

Сможет ли расширенный ОПЕК (ОПЕК+) перехватить у американцев роль «swing producer’а» и основного регулятора мирового нефтяного рынка, а через него — и всей мировой энергетики? Время покажет, но при текущем подходе к делу участников ОПЕК+ это вряд ли произойдет. Очень показательна история с падением цен на нефть спустя буквально неделю с небольшим после объявления в декабре 2018 года о договоренности ОПЕК+ по обновлению сделки по ограничению добычи. Рынок либо не верит в достаточный уровень дисциплины участников соглашения, либо считает, что нужно гораздо более масштабное сокращение добычи. Этот шаг мало того что будет болезненным для добывающих компаний в странах ОПЕК+, так еще и подобная мера подстегнет дополнительный рост добычи в США, которые в итоге получают шикарнейшую роль «законного безбилетника». То есть ОПЕК+ — это лишь паллиатив, а не стратегическое решение проблемы проигрываемой конкуренции традиционных производителей американским нефтяникам.

Правда, и гипотетический отказ от ОПЕК+ в рамках «борьбы с американским безбилетником» обещает быть крайне болезненной мерой. Можно идти по пути снятия всех самоограничений, «нырнуть в омут с головой», максимально увеличить добычу и жить по известному принципу «pump and pray«(«качай и молись»). «Молись», прежде всего, о собственном выживании и о том, что конкурент раньше тебя не выдержит падения цен на нефть и сойдет с дистанции из-за нерентабельности добычи и/или неспособности сохранить социальную стабильность у себя в стране из-за неизбежного сокращения бюджетных расходов. Это сценарий полноценной гонки на выживание. Причем у американцев и в этом случае будет фора — да, себестоимость добычи нетрадиционной нефти выше, но нефтяникам США помогут прогресс технологий добычи и сильнейшая американская финансовая система с возможностью перекредитования старых долгов.

В то же время американское влияние имеет пределы, и как раз 2018 год эти пределы довольно ярко высветил. При всей своей мощи США не могут позволить себе конфронтацию сразу на нескольких фронтах, она слишком затратна. Так, бросая вызов тенденции глобального усиления Китая, нельзя одновременно идти на резкую конфронтацию с Европой и дополнительно повышать уже имеющийся уровень конфронтации с Россией. Поэтому и санкции против Ирана оказались мягче ожидавшихся (многие крупные покупатели, с которыми Вашингтон не может ссориться «здесь и сейчас», получили право продолжать закупать иранскую нефть), и ключевые российские энергетические проекты продолжают реализовываться.

Яркий индикатор — проект «Северный поток — 2». Реальных санкций против него нет, как и санкций против партнеров России по данному проекту, хотя многие политики, игроки рынка и наблюдатели ждали их весь прошедший год. Вашингтон не рискует излишне давить на европейцев, работающих с Россией. Уместно сравнить опыт жестких санкций США против BNP Paribas (многомиллиардный штраф) за работу с Ираном, Суданом и Кубой и отсутствие всяких санкций против Siemens (изготовленные с участием немецкой компании турбины попали в Крым). Потому что одно дело — наказывать за сотрудничество с Ираном и Суданом, и совершенно другое — наказывать за сотрудничество со страной уровня России.

Что касается самих европейцев, то от них ждать серьезных (новых) санкций против российских проектов тем более не приходится. Многие зачем-то увлеклись обсуждением резолюции Европарламента с упоминанием призывов остановить «Северный поток — 2». Хотя обсуждать нужно совсем иное — позицию другого института, более важного в этом вопросе — Совета ЕС, где к проекту отношение позитивное. Забавно, но нехватка знаний об институтах ЕС и механизмах принятия решений в ЕС присутствует зачастую и у сторонников, и у противников СП-2, а также одновременно и у критиков, и у симпатизантов самого ЕС.

Не произошло за год и санкционных ужесточений по российскому СПГ — хотя вариантов давления вроде бы много, начиная от теоретически возможного включения НОВАТЭКа в санкционный список SDN, блокировки долларовых транзакций и т.п., и заканчивая дополнительным ужесточением контроля над передачей западными странами России технологий для крупнотоннажного сжижения газа. Этих технологий в России все еще нет, планы их создания только недавно были объявлены. Тем не менее, жесткого санкционного удара против российского СПГ в 2018 году не последовало, и весь год прошел очень удачно для России с точки зрения резкого увеличения экспорта сжиженного газа (благодаря «Новатэку», запустившему к концу 2018 года уже три линии «Ямал СПГ»).

Интересно будет посмотреть, окажутся ли задаваемые Америкой тренды и принимаемые в США решения ключевыми для мировой энергетики и в 2019 году, а действия всех остальных игроков — в основном сугубо реактивными. Моя версия — скорее да, чем нет. 

Автор: Станислав Митрахович, ведущий эксперт ФНЭБ

Опубликовано: Forbes.Ru, 03.01.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики