Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Как изменятся цены на бензин и дизельное топливо в 2019 году

Как изменятся цены на бензин и дизельное топливо в 2019 году

Тема роста цен на топливо в России находилась в центре внимания в течение всего прошлого года. С 1 января акцизы на бензин и дизельное топливо выросли до 11,892 тыс. руб. и 8,258 тыс. руб. за тонну соответственно. При этом Федеральная антимонопольная служба (ФАС), Минэнерго и Минфин неоднократно заявляли, что не ожидают резкого роста цен на бензин после увеличения акцизов. Тем не менее опрошенные RNS эксперты считают, что такой рост может быть, хотя он и не будет чрезмерно резким.

Налоговые факторы 

Помимо роста акцизов с 1 января вступают в силу законодательные изменения, связанные с завершением налогового маневра в нефтяной отрасли. Так, пошлина экспорт светлых нефтепродуктов в январе снизилась до $26,7 за тонну против $40,5 в декабре. При этом правительством РФ введены два отрицательных акциза. Один из них компенсирует снижение экспортной пошлины и увеличение НДПИ для того, чтобы компании сохранили свою налоговую нагрузку на уровне до начала налогового маневра. Второй — демпфирующий отрицательный акциз — может либо применяться, либо не применяться в зависимости от ценовой конъюнктуры на мировых рынках, в зависимости от экспортной альтернативы.

По мнению правительства, эти меры позволят нефтяным компаниям сохранить рентабельность производства топлива и его реализации на внутреннем рынке. Однако, опрошенные RNS эксперты считают, что компенсация для компаний будет неполной, поэтому они будут вынуждены несколько увеличить цены.

«Я думаю, что компенсация "демфером" для НПЗ все-таки не будет стопроцентной, и компании будут вынуждены повышать цены», — отметил аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук.

«Есть повышение акцизов, повышение НДС. Стоит вопрос о введении эталонного тарифа на прокачку нефти для "Транснефти". И не исключаю, что в первом квартале нефтяники захотят поменять договоренности с правительством», — сказал RNS аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. По его мнению, возможно, речь будет идти о введении так называемого «плавающего» акциза на нефтепродукты, который будет зависеть от стоимости нефти.

«На сегодняшний день достаточно сложно оценить практическую эффективность демпфирующих механизмов, разработанных правительством. Даже в ситуации сохранения пониженной ценовой конъюнктуры нефтяного рынка в начале года внутренние топливные цены, на наш взгляд, могут продолжить расти в условиях "ручного управления"», — соглашается с коллегами аналитик «БКС Премьер» Антон Покатович

Будет ли дефицит топлива

Снижение экспортных пошлин может способствовать росту экспорта бензина и дизельного топлива, но говорить о том, что это может вызвать дефицит топлива на внутреннем рынке, не стоит, уверены аналитики.

«Вряд ли мы увидим дефицит. Есть механизм обратного акциза. Возможно, правительство придет к тому, что обяжет нефтяников 17,5% добытой нефти поставлять на переработку. В принципе они и так столько поставляют, но эти объемы могут быть зафиксированы», — отметил Юшков. По его словам, дефицит может возникнуть в отдельных регионах или районах, но это будет локальным и краткосрочным явлением.

С Юшковым соглашается и Полищук: «Дефицита топлива как такового не может быть, потому что если брать бензин, то объем экспорта настолько мал, что не влияет на рынок. По дизтопливу также нет проблемы именно в отношении топлива для автомобилей, проблемы могут быть в плане топлива для промышленности и сельского хозяйства, но это контролируется отдельно правительством».

Цены после «разморозки»

В конце октября вице-премьер РФ Дмитрий Козак сообщил, что правительство договорилось с вертикально-интегрированными нефтяными компаниями (ВИНК) и независимыми НПЗ о заморозке цен на бензин и дизельное топливо до конца 2018 года. Соответствующее соглашение предусматривает обязательства компаний по поставкам топлива на рынок на уровне прошлого года плюс 3%. При этом само соглашение между правительством и нефтяниками действует до 31 марта 2019 года. Козак отмечал, что рост цен на топливо в 2019 году не превысит среднегодовую инфляцию, то есть составит 4-4,6% за год.

По мнению экспертов, параметры соглашения уже устарели, и нефтяники заинтересованы в их корректировке. В связи с этим уже в первом квартале ожидается новый раунд дискуссий между компаниями и правительством.

«Я думаю, что нефтяники и правительство вернутся к переговорам. Условия соглашения даже по сравнению с ноябрем серьезно изменились, цена на нефть упала, а в соглашении зафиксированы цены на нефтепродукты, исходя из цены на нефть в $80 за баррель», — пояснил Юшков. Он добавил, что эти условия скорее выгодны самим нефтяникам, но их пугает «ручное регулирование» отрасли, поэтому они захотят пересмотреть соглашение. По словам Юшкова, у нефтяных компаний в переговорах есть «козырь» в виде необходимости соблюдения Россией соглашения с ОПЕК

По мнению Покатовича, после снятия моратория на повышение оптовых цен, ценовая конъюнктура топливного рынка продолжит формироваться прямыми соглашениями между правительством и нефтяными компаниями.

Как изменятся цены на топливо

Опрошенные RNS эксперты считают, что рост цен на топливо в 2019 году может превысить уровень инфляции, однако правительство будет стараться не допустить чрезмерного резкого подорожания.

«Рост топливных цен в начале года может превысить уровень в 2% при запланированном правительством уровне в 1,7%. Ситуация с ценами топливного рынка во многом будет определяться форматами решений проблем независимых АЗС, которые уже сейчас де-факто работают в убыток», — сказал Покатович. По его мнению, удержание роста цен в пределах инфляции видится вероятным лишь в случае «передела» топливного рынка между независимыми АЗС и сетями нефтяных компаний в пользу последних. «В противном случае мы полагаем, что топливная инфляция может превысить уровень в 10%», — отмечает он.

Полищук более оптимистичен в оценках. «Нефтяные компании, наученные горьким опытом, резко увеличивать цены не захотят, но при этом как-то нивелировать будущие риски им нужно будет, поэтому они все же будут поднимать цены на заправках. Я думаю, рост будет как минимум на уровень инфляции плюс ещё 1-2% максимум. Если инфляция будет 4-4,5%, то цена вырастет на 5-6%», — считает эксперт.

Аналитик «Нордеа банка» Денис Давыдов уверен, что правительство постарается не допустить резкого роста цен. «Могу отметить, что с большой долей вероятности правительство постарается обеспечить недопущение резкого колебания цен на топливо. То есть меры, которые будут приниматься, будут направлены на то, чтобы оградить конечного потребителя от резкого повышения цен», — заключил он. 

Источник: RNS, 05.01.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики