Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Тарифы Казахстана обеспечат российской нефти комфортный путь в Китай

Тарифы Казахстана обеспечат российской нефти комфортный путь в Китай

Утвержденные Казахстаном тарифы на транспортировку российской нефти в Китай выгодны как Москве и Пекину, так и Астане. Об этом ФБА "Экономика сегодня"рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков

"Система перекачки российской нефти через Казахстан в Китай довольно интересно. Проблема в том, что еще в советские времена трубопровод из РФ строился до казахстанского Павлодара, где стоит крупный нефтеперерабатывающий завод. Это предприятие традиционно перерабатывает российское сырье, которое лучше подходит под его оборудование. И если сейчас РФ в год 10 млн тонн направляет в Китай, несколько миллионов тонн остаются в Павлодаре. Взамен казахи эти же объемы своей нефти направляют в КНР, и за их транзит Россия, понятно, уже не платит.

Однако Китай получает высокосернистую российскую нефть URALS, а в Китай вынуждены гнать свое более качественное сырье, в котором серы существенно меньше. Из-за этого Астана долгое время высказывала претензии Москве и требовала компенсаций. В конечном итоге на высшем уровне удалось договориться, к процессу подключали даже Федеральную антимонопольную службу РФ. Так или иначе, в выигрыше остались все – и Казахстан, и Россия, и тем более Китай", - отмечает аналитик.

Государственная нефтетранспортная компания Казахстана "Казтрансойл" сообщила об утверждении стоимости транспортировки российской нефти через территорию страны в Китай. "Приказом министра энергетики Республики Казахстан от 28 декабря 2018 года №545 утверждена на период 2019-2023 годов стоимость транспортировки российской нефти в количестве 10 млн тонн в год через территорию Республики Казахстан в Китайскую Народную Республику по маршруту транспортировки граница Российской Федерации - граница Республики Казахстан (Прииртышск) - Атасу (Республика Казахстан) - Алашанькоу (Китайская Народная Республика) в размере $15 за 1 тонну без учета НДС", - говорится в сообщении.

"Нынешний выставленный Казахстаном России тариф – компромиссный, в него как раз и входит компенсация за качество нефти, так как путь транспортировки по РК сравнительно невелик. По сути, цена осталась прежней – просто тариф пролонгировали на следующие пять лет с учетом нынешнего. Казахстан, правда, хотел большего – увеличить ежегодный транзит российской нефти по своей территории до 13 млн тонн, однако Москва намекнула: с объемами справедливо пересмотреть и транзитные тарифы.

В итоге Астана решила, что доходы по имеющимся договоренностям ее вполне устраивают, и проблемы с пересмотром крайне благоприятных транзитных цен ей не нужны. При этом происходит большой обмен нефтью для Павлодарского завода, трубопроводы не перегружаются и все операции максимально синхронизированы. В конечном итоге возможности для расширения транзита остаются, но в данный момент этот потенциал не востребован, но в будущем к немы всегда можно вернуться. В случае с Казахстаном даже не нужно строить новых труб, чтобы увеличить поставки из РФ в Китай – достаточно работать по нефтяному обмену", - подчеркивает эксперт.

Аппетиты Китая

Экспорт нефти из России в Китай - одна из крупных статей российского экспорта энергоносителей в КНР - РФ является лидером по объёму поставок "черного золота" в эту страну. По итогам 2017 года было поставлено 59,7 млн тонн на сумму $23,72 млрд. Относительно 2016 года тоннаж поставок вырос на 13,8 %, доход от экспорта - на 40,3 %. Средняя стоимость тонны достигла $397. Китай импортирует нефть из России по различным каналам, в том числе по нефтепроводу Восточная Сибирь-Тихий океан (ВСТО), по трубопроводу через территорию Казахстана, морским транспортом. 

Компания "Казтрансойл" занимается оказанием услуг по транспортировке нефти (перекачке, перевалке, сливу, наливу, хранению, смешению) и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам республики. В ноябре 2017-го компания утвердила тарифы на поставки нефти из РФ в Узбекистан - стоимость транспортировки составила $22,9 за одну тонну без НДС. При этом казахстанская сторона расширяет пропускную способность своих трубопроводов - по уровню добычи Казахстан занимает 16-е место в мире, страна планирует к 2020 году войти в первую десятку государств по этому показателю.

"Россия уже с 2019 года по ответвлению от ВСТО начинает перекачивать по 30 млн тонн нефти в Китай, через Казахстан идет еще 10 млн тонн. Есть еще 10 млн тонн, которые доходят до конечной точки ВСТО – там китайцы получают их по долгосрочным контрактам. То есть объемы, которые КНР покупает у России, значительны. Тенденции понятны – Китай активно развивается, что требует колоссальных объемов энергии. Полным ходом идет автомобилизация, требующая все больших объемов нефтепродуктов.

Чтобы решить проблемы с бензином и дизтопливом, китайские власти разрешили частным компаниям покупать нефть и перерабатывать ее. Предприимчивый бизнес КНР пошел по пути наименьшего сопротивления – не стал строить огромных заводов, а поставил множество мелких примитивных перегонных установок – так называемых "самоваров". Так как их очень много, поставленная задача выполняется – дефицита горючего нефть. И именно "самоварами" объясняется столь охотный переход Китая на российскую нефть.

По ВСТО в Китай идет очень качественное низкосерное сырье – именно такое нужно, чтобы "самовары" на выходе выдавали приемлемые нефтепродукты. Перегонные установки при этом создают огромный спрос, который Россия старается удовлетворить. И далеко не все возможности поставок исчерпаны – большой потенциал имеет перевозка танкерами российского сырья в КНР", - заключает Игорь Юшков.

Автор: Максим Бут 

Источник: Экономика сегодня, 03.01.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Путеводитель по европейским санкциям против российского нефтегазового бизнеса
События февраля 2022 года стали не только политическим землетрясением. Они привели и к серьезнейшей трансформации нефтегазовых рынков. Санкции против России в реальности повлияют на всех крупных экспортеров и импортеров нефти и газа. Западные страны стремятся нанести удар по российской экономике, основу которой составляют доходы от экспорта углеводородов. Соответственно, санкции нацелены на их добычу и продажу. Доклад построен по хронологическому принципу и показывает усиление санкционного режима. Доклад является полноценным путеводителем по санкциям, введенным на начало июля 2022 года ЕС и Великобританией и имеющим прямое и косвенное влияние на нефтегаз.
Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики