Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Тарифы Казахстана обеспечат российской нефти комфортный путь в Китай

Тарифы Казахстана обеспечат российской нефти комфортный путь в Китай

Утвержденные Казахстаном тарифы на транспортировку российской нефти в Китай выгодны как Москве и Пекину, так и Астане. Об этом ФБА "Экономика сегодня"рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков

"Система перекачки российской нефти через Казахстан в Китай довольно интересно. Проблема в том, что еще в советские времена трубопровод из РФ строился до казахстанского Павлодара, где стоит крупный нефтеперерабатывающий завод. Это предприятие традиционно перерабатывает российское сырье, которое лучше подходит под его оборудование. И если сейчас РФ в год 10 млн тонн направляет в Китай, несколько миллионов тонн остаются в Павлодаре. Взамен казахи эти же объемы своей нефти направляют в КНР, и за их транзит Россия, понятно, уже не платит.

Однако Китай получает высокосернистую российскую нефть URALS, а в Китай вынуждены гнать свое более качественное сырье, в котором серы существенно меньше. Из-за этого Астана долгое время высказывала претензии Москве и требовала компенсаций. В конечном итоге на высшем уровне удалось договориться, к процессу подключали даже Федеральную антимонопольную службу РФ. Так или иначе, в выигрыше остались все – и Казахстан, и Россия, и тем более Китай", - отмечает аналитик.

Государственная нефтетранспортная компания Казахстана "Казтрансойл" сообщила об утверждении стоимости транспортировки российской нефти через территорию страны в Китай. "Приказом министра энергетики Республики Казахстан от 28 декабря 2018 года №545 утверждена на период 2019-2023 годов стоимость транспортировки российской нефти в количестве 10 млн тонн в год через территорию Республики Казахстан в Китайскую Народную Республику по маршруту транспортировки граница Российской Федерации - граница Республики Казахстан (Прииртышск) - Атасу (Республика Казахстан) - Алашанькоу (Китайская Народная Республика) в размере $15 за 1 тонну без учета НДС", - говорится в сообщении.

"Нынешний выставленный Казахстаном России тариф – компромиссный, в него как раз и входит компенсация за качество нефти, так как путь транспортировки по РК сравнительно невелик. По сути, цена осталась прежней – просто тариф пролонгировали на следующие пять лет с учетом нынешнего. Казахстан, правда, хотел большего – увеличить ежегодный транзит российской нефти по своей территории до 13 млн тонн, однако Москва намекнула: с объемами справедливо пересмотреть и транзитные тарифы.

В итоге Астана решила, что доходы по имеющимся договоренностям ее вполне устраивают, и проблемы с пересмотром крайне благоприятных транзитных цен ей не нужны. При этом происходит большой обмен нефтью для Павлодарского завода, трубопроводы не перегружаются и все операции максимально синхронизированы. В конечном итоге возможности для расширения транзита остаются, но в данный момент этот потенциал не востребован, но в будущем к немы всегда можно вернуться. В случае с Казахстаном даже не нужно строить новых труб, чтобы увеличить поставки из РФ в Китай – достаточно работать по нефтяному обмену", - подчеркивает эксперт.

Аппетиты Китая

Экспорт нефти из России в Китай - одна из крупных статей российского экспорта энергоносителей в КНР - РФ является лидером по объёму поставок "черного золота" в эту страну. По итогам 2017 года было поставлено 59,7 млн тонн на сумму $23,72 млрд. Относительно 2016 года тоннаж поставок вырос на 13,8 %, доход от экспорта - на 40,3 %. Средняя стоимость тонны достигла $397. Китай импортирует нефть из России по различным каналам, в том числе по нефтепроводу Восточная Сибирь-Тихий океан (ВСТО), по трубопроводу через территорию Казахстана, морским транспортом. 

Компания "Казтрансойл" занимается оказанием услуг по транспортировке нефти (перекачке, перевалке, сливу, наливу, хранению, смешению) и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам республики. В ноябре 2017-го компания утвердила тарифы на поставки нефти из РФ в Узбекистан - стоимость транспортировки составила $22,9 за одну тонну без НДС. При этом казахстанская сторона расширяет пропускную способность своих трубопроводов - по уровню добычи Казахстан занимает 16-е место в мире, страна планирует к 2020 году войти в первую десятку государств по этому показателю.

"Россия уже с 2019 года по ответвлению от ВСТО начинает перекачивать по 30 млн тонн нефти в Китай, через Казахстан идет еще 10 млн тонн. Есть еще 10 млн тонн, которые доходят до конечной точки ВСТО – там китайцы получают их по долгосрочным контрактам. То есть объемы, которые КНР покупает у России, значительны. Тенденции понятны – Китай активно развивается, что требует колоссальных объемов энергии. Полным ходом идет автомобилизация, требующая все больших объемов нефтепродуктов.

Чтобы решить проблемы с бензином и дизтопливом, китайские власти разрешили частным компаниям покупать нефть и перерабатывать ее. Предприимчивый бизнес КНР пошел по пути наименьшего сопротивления – не стал строить огромных заводов, а поставил множество мелких примитивных перегонных установок – так называемых "самоваров". Так как их очень много, поставленная задача выполняется – дефицита горючего нефть. И именно "самоварами" объясняется столь охотный переход Китая на российскую нефть.

По ВСТО в Китай идет очень качественное низкосерное сырье – именно такое нужно, чтобы "самовары" на выходе выдавали приемлемые нефтепродукты. Перегонные установки при этом создают огромный спрос, который Россия старается удовлетворить. И далеко не все возможности поставок исчерпаны – большой потенциал имеет перевозка танкерами российского сырья в КНР", - заключает Игорь Юшков.

Автор: Максим Бут 

Источник: Экономика сегодня, 03.01.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики