Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Тарифы Казахстана обеспечат российской нефти комфортный путь в Китай

Тарифы Казахстана обеспечат российской нефти комфортный путь в Китай

Утвержденные Казахстаном тарифы на транспортировку российской нефти в Китай выгодны как Москве и Пекину, так и Астане. Об этом ФБА "Экономика сегодня"рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков

"Система перекачки российской нефти через Казахстан в Китай довольно интересно. Проблема в том, что еще в советские времена трубопровод из РФ строился до казахстанского Павлодара, где стоит крупный нефтеперерабатывающий завод. Это предприятие традиционно перерабатывает российское сырье, которое лучше подходит под его оборудование. И если сейчас РФ в год 10 млн тонн направляет в Китай, несколько миллионов тонн остаются в Павлодаре. Взамен казахи эти же объемы своей нефти направляют в КНР, и за их транзит Россия, понятно, уже не платит.

Однако Китай получает высокосернистую российскую нефть URALS, а в Китай вынуждены гнать свое более качественное сырье, в котором серы существенно меньше. Из-за этого Астана долгое время высказывала претензии Москве и требовала компенсаций. В конечном итоге на высшем уровне удалось договориться, к процессу подключали даже Федеральную антимонопольную службу РФ. Так или иначе, в выигрыше остались все – и Казахстан, и Россия, и тем более Китай", - отмечает аналитик.

Государственная нефтетранспортная компания Казахстана "Казтрансойл" сообщила об утверждении стоимости транспортировки российской нефти через территорию страны в Китай. "Приказом министра энергетики Республики Казахстан от 28 декабря 2018 года №545 утверждена на период 2019-2023 годов стоимость транспортировки российской нефти в количестве 10 млн тонн в год через территорию Республики Казахстан в Китайскую Народную Республику по маршруту транспортировки граница Российской Федерации - граница Республики Казахстан (Прииртышск) - Атасу (Республика Казахстан) - Алашанькоу (Китайская Народная Республика) в размере $15 за 1 тонну без учета НДС", - говорится в сообщении.

"Нынешний выставленный Казахстаном России тариф – компромиссный, в него как раз и входит компенсация за качество нефти, так как путь транспортировки по РК сравнительно невелик. По сути, цена осталась прежней – просто тариф пролонгировали на следующие пять лет с учетом нынешнего. Казахстан, правда, хотел большего – увеличить ежегодный транзит российской нефти по своей территории до 13 млн тонн, однако Москва намекнула: с объемами справедливо пересмотреть и транзитные тарифы.

В итоге Астана решила, что доходы по имеющимся договоренностям ее вполне устраивают, и проблемы с пересмотром крайне благоприятных транзитных цен ей не нужны. При этом происходит большой обмен нефтью для Павлодарского завода, трубопроводы не перегружаются и все операции максимально синхронизированы. В конечном итоге возможности для расширения транзита остаются, но в данный момент этот потенциал не востребован, но в будущем к немы всегда можно вернуться. В случае с Казахстаном даже не нужно строить новых труб, чтобы увеличить поставки из РФ в Китай – достаточно работать по нефтяному обмену", - подчеркивает эксперт.

Аппетиты Китая

Экспорт нефти из России в Китай - одна из крупных статей российского экспорта энергоносителей в КНР - РФ является лидером по объёму поставок "черного золота" в эту страну. По итогам 2017 года было поставлено 59,7 млн тонн на сумму $23,72 млрд. Относительно 2016 года тоннаж поставок вырос на 13,8 %, доход от экспорта - на 40,3 %. Средняя стоимость тонны достигла $397. Китай импортирует нефть из России по различным каналам, в том числе по нефтепроводу Восточная Сибирь-Тихий океан (ВСТО), по трубопроводу через территорию Казахстана, морским транспортом. 

Компания "Казтрансойл" занимается оказанием услуг по транспортировке нефти (перекачке, перевалке, сливу, наливу, хранению, смешению) и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам республики. В ноябре 2017-го компания утвердила тарифы на поставки нефти из РФ в Узбекистан - стоимость транспортировки составила $22,9 за одну тонну без НДС. При этом казахстанская сторона расширяет пропускную способность своих трубопроводов - по уровню добычи Казахстан занимает 16-е место в мире, страна планирует к 2020 году войти в первую десятку государств по этому показателю.

"Россия уже с 2019 года по ответвлению от ВСТО начинает перекачивать по 30 млн тонн нефти в Китай, через Казахстан идет еще 10 млн тонн. Есть еще 10 млн тонн, которые доходят до конечной точки ВСТО – там китайцы получают их по долгосрочным контрактам. То есть объемы, которые КНР покупает у России, значительны. Тенденции понятны – Китай активно развивается, что требует колоссальных объемов энергии. Полным ходом идет автомобилизация, требующая все больших объемов нефтепродуктов.

Чтобы решить проблемы с бензином и дизтопливом, китайские власти разрешили частным компаниям покупать нефть и перерабатывать ее. Предприимчивый бизнес КНР пошел по пути наименьшего сопротивления – не стал строить огромных заводов, а поставил множество мелких примитивных перегонных установок – так называемых "самоваров". Так как их очень много, поставленная задача выполняется – дефицита горючего нефть. И именно "самоварами" объясняется столь охотный переход Китая на российскую нефть.

По ВСТО в Китай идет очень качественное низкосерное сырье – именно такое нужно, чтобы "самовары" на выходе выдавали приемлемые нефтепродукты. Перегонные установки при этом создают огромный спрос, который Россия старается удовлетворить. И далеко не все возможности поставок исчерпаны – большой потенциал имеет перевозка танкерами российского сырья в КНР", - заключает Игорь Юшков.

Автор: Максим Бут 

Источник: Экономика сегодня, 03.01.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики