Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Запуск СПГ-терминала в Калининграде лишил Прибалтику последних рычагов давления на Россию

Запуск СПГ-терминала в Калининграде лишил Прибалтику последних рычагов давления на Россию

Сегодня в Калининградской области президентом РФ Владимиром Путиным был введен в эксплуатацию морской терминал по приему сжиженного природного газа, который обеспечит полную энергетическую безопасность данного российского региона. 

Ввод нового терминала оставил Литву не у дел

Глава государства отдал команду на ввод в эксплуатацию морского терминала по приему СПГ, а также плавучей регазификационной платформы «Маршал Василевский». Кроме того, Путин отметил, что, учитывая отрезанность Калининграда от основной территории РФ, новый терминал сведет на нет все те риски, которые связаны с транзитом газа в этот российский регион через территорию других государств.

Здесь имеется в виду недружественная политика Литвы, которая, под руководством президента Дали Грибаускайте, сделала русофобию линией своей внешней политики, причем именно отказ от транзита газа в Калининград является одним из популярнейших литовских лозунгов.

Очевидно, что Вильнюс все-таки не пойдет на такие меры, поскольку Литва зависит от импорта российского газа, который остается основой ее энергетики, несмотря на то, что в этой стране и соседней с ней Польше не так давно были открыты терминалы по приему СПГ.

Это, кстати говоря, хороший пример и при оценке перспектив калининградского проекта, поскольку польский и литовский терминалы на практике оказались коммерческими нерентабельными в свете тех цен, по которым «Газпром» продает свой трубопроводный газ. 

Калининград является одним из направлений давления на Россию

В результате, правительствам Польши и Литвы приходится субсидировать закупки СПГ, которые продолжают оставаться в этих государствах на небольшом уровне и даже заставлять свои национальные предприятия закупать такой газ по нерентабельным отпускным ценам.

Существуют расчеты, что если Калининградская область будет переведена с трубопроводного газа на СПГ, то суммарные убытки составят около 27 млрд рублей, причем Путин уже дал поручение, чтобы данные потери были закрыты с помощью субсидий со стороны государства.

Таким образом, данный проект не ляжет дополнительным бременем на кошельки жителей Калининградской области, но все это показывает, насколько поставки СПГ являются невыгодными по сравнению с отечественным трубопроводным газом. Особенно если брать не отпускные цены для европейских потребителей, а внутрироссийские тарифы, ниже которых разве что искусственные цены в Белоруссии.

Другой вопрос, что данный проект был реализован в политических целях, чтобы убрать те риски, которые являются следствием политики Польши, Прибалтики и НАТО, поскольку последние называют Калининград одним из главных направлений своих геополитических усилий. 

Россия теперь защищена от любых поползновений в отношении Калининграда

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» подтвердил, что этот проект носит для России политическое значение, о чем говорит и участие в нем президента Путина.

«Литва на сегодняшний день имеет очень сложные отношения с Россией из-за того курса, который взяло политическое руководство этой страны, в результате чего, сейчас идут все эти манкирования перспективой прекращения газового транзита», - заключает Митрахович.

Как заключает эксперт, Литва ведет откровенно антироссийскую политику, причем это обстоятельство никем не ставится под сомнение. Соответственно, данная проблематика является следствием недружественной линии Вильнюса по отношению к Москве.

«На самом деле, в нашей стране считают, что перекрытие транзита газа в Калининград через Литву маловероятно, поскольку при таком варианте развития событий Вильнюс сам окажется в очень сложном положении из-за зависимости от отечественного газа. Это видно хотя бы по недавно открытому литовскому терминалу СПГ, который оказался нерентабельным», - констатирует Митрахович

Россия не откажется от транзита через Литву

В то же время, данный терминал дает Литве возможность отказаться от закупки российского газа и перекрыть его транзит в Калининград. Да, это будет стоить Вильнюсу колоссальных издержек, но сама такая перспектива заставила Москву искать альтернативные решения.

«Глава «Газпром» Алексей Миллер уже сделал заявление, что открытие данного терминала прекратило транзит газа в Калининград через Литву, но все-таки Россия, скорее всего, восстановит свой классический трубопроводный маршрут поставок», - резюмирует Митрахович.

Как полагает Станислав Павлович, Россия открытием терминала в Калининграде показала, что у нее есть план действий на случай любых решений Литвы, и она не позволит Вильнюсу как-либо влиять на развитие нашего западного территориального анклава.

«Вероятно, трубопроводный маршрут газа в Калининград будет возобновлен, а этот СПГ-терминал будет использоваться в данной системе координат в качестве запасного варианта. Так что, это событие является и прямым посланием политическому руководству Литву, что остановка транзита газа в Калининград является совершенно бессмысленным действием для Вильнюса», - заключает Митрахович

Все это также соответствует линии России, которая никогда в таких вопросах не идет на рожон и не заявляет о том, что откажется или прекратит поставки газа по тому или иному маршруту, что выгодно отличает нашу политику от действий Литвы или, скажем, Украины.

Другой вопрос, что эта история показывает, что правительство РФ в очередной раз эффективно отреагировало на внешние вызовы.

Автор: Дмитрий Сикорский 

Источник: Экономика сегодня, 08.01.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики