Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Калининград обойдется без помощи литовского транзита газа

Калининград обойдется без помощи литовского транзита газа

Насколько экономически выгодным это будет

Калининград начнет получать газ в обход Литвы. Владимир Путин запустил там терминал по приему топлива. Газпром обеспечил автономное снабжение газом Калининградской области. Поставки будут осуществляться через терминал со стороны Балтийского моря. Ранее специально для этих целей в Южной Корее было построено регазификационное судно «Маршал Василевский». Команду на ввод в эксплуатацию комплекса отдал президент России Владимир Путин. По его словам, терминал позволит региону получать сжиженный газ в случае гипотетической газовой блокады со стороны Литвы. До настоящего момента поставки газа осуществлялись через магистральный газопровод Минск-Вильнюс-Калнас-Калининград.

Насколько экономически обоснован переход на более дорогой сжиженный газ? И прекратит ли Москва транзит газа через Литву и Белоруссию? Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков считает ввод калининградского терминала логичным продолжением политики независимости в сфере поставок энергоносителей: «Стратегическая позиция России заключается в том, чтобы иметь полностью контролируемые источники и маршруты доставки газа. То есть сейчас речь идет о том, что мы строим обходные газопроводы и вокруг Украины, чтобы не было вообще никаких транзитеров: "Северный Поток-1", "Северный поток-2", "Южный поток". Сразу приходят страны, где потребляется российский газ.

Соответственно, логика такая: создать возможность снабжать газом потребителя вне зависимости от стран-транзитеров.

Так что эта история, конечно, дорогое удовольствие. Даже если мы берем немировые цены, а себестоимость доставки СПГ до Клининградской области и сравниваем их с трубой через Литву, все равно это будет гораздо дороже, потому что это тот же самый газ, который идет из системы, сжижается, на что тратятся дополнительные деньги, потом транспортируется и разжижается. Эти два элемента сжижения и разжижения дают дополнительную стоимость газа. Здесь важно понимать, что сейчас от трубы никто отказываться не собирается. И были заявления со стороны "Газпрома" в отношении Калининградской области, что СПГ-терминал постоянно на полную мощность эксплуатироваться не будут. Вероятно, будут стремиться создать хранилище, чтобы удовлетворять пиковые потребности и регионы возможно соседних областей, соседних стран».

По данным “Ъ FM”, создание альтернативной системы газоснабжения Калининградской области обошлось «Газпрому» примерно в 85 млрд руб. А ее полная загрузка и эксплуатация при текущей разнице между ценой СПГ и внутренней ценой обернется убытком в размере 27 млрд руб. в год.

Автор: Анастасия Ройзман 

Источник: Коммерсантъ FM, 08.01.2019

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики