Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Цены на бензин после боя курантов перешли в наступление

Цены на бензин после боя курантов перешли в наступление

Невзирая на мораторий, заключенный между нефтяниками, Минэнерго и ФАС, цены на бензин с начала года активно пошли вверх. По данным Российского топливного союза (РТС), стоимость топлива на АЗС крупных нефтекомпаний с 1 января выросла на 60-79 копеек. Аналогичные данные обнародовала и Московская топливная ассоциация – цены на заправках в столице с начала года увеличились в среднем на 50 копеек, до 46,84 рубля за литр.

По оценке президента РТС Евгения Аркуши, это находится в оговоренных с правительством пределах. Он напомнил, что нефтяникам с учетом повышения НДС с 18 до 20% на совещании у вице-премьера Дмитрия Козака осенью прошлого года было разрешено увеличить розничные цены на топливо с начала года не более чем на 1,7% от уровня "заморозки", чем компании и воспользовались. 

Опрошенные "Прайм" эксперты также называют рост цен на бензин ожидаемым. Он объясняется, как было сказано выше, повышением НДС и ростом акцизов на бензин с 1 января текущего года. "Теперь мы наблюдаем рост, как раз укладывающийся в обозначенный уровень: с начала года рост составил примерно 60-79 копеек на АЗС ВИНК", — говорит директор Центра исследований проблем реальной экономики (ЦИПРЭ) Андрей Быстров.

"Учитывая, что акцизная политика меняться не будет, а индексация в рамках налогового маневра состоится, это неудивительно", — согласен руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник

Внепланового снижения акцизов, как это было в прошлом году, пока не ожидается, а сам по себе налоговый маневр подразумевает их индексацию, равно как и обнуление экспортной пошлины к 2024 году. В этих условиях становится выгодно экспортировать топливо, что, в свою очередь, создает дефицит на внутреннем рынке. 

Не исключено, что по итогам января рост цен окажется выше оговоренного. Точно можно будет это узнать, опираясь на понедельную, а затем и помесячную статистику Росстата. В этом случае компании вынуждены будут притормозить подорожание. В противном случае может быть реализовано введение заградительных пошлин на экспорт нефти и нефтепродуктов. Это остается сдерживающим фактором, полагает эксперт.

ЦЕНОВЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

Согласно договоренностям, которые были подписаны в начале ноября 2018 года, после январского скачка розничные цены на бензин и дизельное топливо плавно вырастут на 4-4,6%. С 1 февраля будет происходить равномерная индексация таким образом, чтобы по итогам года не превысить прогнозную среднегодовую инфляцию (4,6%).

По мнению Быстрова, после январского подорожания правительство должно будет внимательно следить за тем, что происходит на внутреннем и мировом рынке нефтепродуктов. Одним из главных инструментов корректировки цен является демпфирующий механизм, призванный сглаживать резкие колебания.

"Демпфер" будет применяться, пока оптовая цена бензина и дизтоплива равна установленной базовой плюс 10%. Когда фактическая цена будет находиться в этих пределах, государство компенсирует компаниям 50% (в 2019 году — 60%) разницы между ней и более высокой экспортной ценой, пояснил эксперт.

При более низкой экспортной цене эти 50% разницы компании выплатят государству. На 2019 год базовый уровень для бензина — 50,4 тысячи рублей за тонну, дизтоплива — 45 тысяч рублей.

По мнению Пасечника, не исключено, что сроки соглашения между властями и нефтяниками будут пролонгированы, или оно вовсе окажется бессрочным. Возможно также, что изменению подвергнется и сам налоговый маневр, являющийся основной причиной подорожания бензина. Его могут растянуть на более долгий срок или вовсе сделать бессрочным. 

Глобально же высокий уровень картелизации и олигополии, когда рынок фактически поделен между несколькими компаниями, никуда не делся, поэтому ждать снижения цен в обозримой перспективе не следует, а вот расти они точно будут, уверен представитель ФНЭБ.

ПРОТЕСТОВ НЕ БУДЕТ

Впрочем, к всплеску социального недовольства по французскому образцу рост цен на бензин не приведет, считает гендиректор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев. "Во-первых, правительство способно контролировать рост цен и не допустит существенного роста. Меры на опережение помогли избежать "французского сценария" заранее", — полагает он. 

В целом эксперты уверены, что рост цен на бензин не окажет значимого влияния на инфляцию и не приведет к росту социальной напряженности в обществе. "По нашим оценкам, общий разовый вклад увеличения ставки НДС на инфляцию составит около 1-1,2 п. п. с конца 2018 по начало 2019 года", — говорит аналитик группы суверенных рейтингов и прогнозирования АКРА Василиса Баранова.

Между тем, именно резкое ухудшение уровня жизни является спусковым крючком социального взрыва. Но и здесь у России традиционно свой путь. "Наш гражданин, в отличие от французского, не камень пойдет искать, а дополнительный доход. И, наконец, видя действия правительства по регулированию цен, люди не видят в правительстве врага, а значит, не будут выступать против власти", — заключил Журавлев. 

Автор: Наталья Карнова

Источник: ПРАЙМ, 09.01.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики