Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Цены на бензин после боя курантов перешли в наступление

Цены на бензин после боя курантов перешли в наступление

Невзирая на мораторий, заключенный между нефтяниками, Минэнерго и ФАС, цены на бензин с начала года активно пошли вверх. По данным Российского топливного союза (РТС), стоимость топлива на АЗС крупных нефтекомпаний с 1 января выросла на 60-79 копеек. Аналогичные данные обнародовала и Московская топливная ассоциация – цены на заправках в столице с начала года увеличились в среднем на 50 копеек, до 46,84 рубля за литр.

По оценке президента РТС Евгения Аркуши, это находится в оговоренных с правительством пределах. Он напомнил, что нефтяникам с учетом повышения НДС с 18 до 20% на совещании у вице-премьера Дмитрия Козака осенью прошлого года было разрешено увеличить розничные цены на топливо с начала года не более чем на 1,7% от уровня "заморозки", чем компании и воспользовались. 

Опрошенные "Прайм" эксперты также называют рост цен на бензин ожидаемым. Он объясняется, как было сказано выше, повышением НДС и ростом акцизов на бензин с 1 января текущего года. "Теперь мы наблюдаем рост, как раз укладывающийся в обозначенный уровень: с начала года рост составил примерно 60-79 копеек на АЗС ВИНК", — говорит директор Центра исследований проблем реальной экономики (ЦИПРЭ) Андрей Быстров.

"Учитывая, что акцизная политика меняться не будет, а индексация в рамках налогового маневра состоится, это неудивительно", — согласен руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник

Внепланового снижения акцизов, как это было в прошлом году, пока не ожидается, а сам по себе налоговый маневр подразумевает их индексацию, равно как и обнуление экспортной пошлины к 2024 году. В этих условиях становится выгодно экспортировать топливо, что, в свою очередь, создает дефицит на внутреннем рынке. 

Не исключено, что по итогам января рост цен окажется выше оговоренного. Точно можно будет это узнать, опираясь на понедельную, а затем и помесячную статистику Росстата. В этом случае компании вынуждены будут притормозить подорожание. В противном случае может быть реализовано введение заградительных пошлин на экспорт нефти и нефтепродуктов. Это остается сдерживающим фактором, полагает эксперт.

ЦЕНОВЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

Согласно договоренностям, которые были подписаны в начале ноября 2018 года, после январского скачка розничные цены на бензин и дизельное топливо плавно вырастут на 4-4,6%. С 1 февраля будет происходить равномерная индексация таким образом, чтобы по итогам года не превысить прогнозную среднегодовую инфляцию (4,6%).

По мнению Быстрова, после январского подорожания правительство должно будет внимательно следить за тем, что происходит на внутреннем и мировом рынке нефтепродуктов. Одним из главных инструментов корректировки цен является демпфирующий механизм, призванный сглаживать резкие колебания.

"Демпфер" будет применяться, пока оптовая цена бензина и дизтоплива равна установленной базовой плюс 10%. Когда фактическая цена будет находиться в этих пределах, государство компенсирует компаниям 50% (в 2019 году — 60%) разницы между ней и более высокой экспортной ценой, пояснил эксперт.

При более низкой экспортной цене эти 50% разницы компании выплатят государству. На 2019 год базовый уровень для бензина — 50,4 тысячи рублей за тонну, дизтоплива — 45 тысяч рублей.

По мнению Пасечника, не исключено, что сроки соглашения между властями и нефтяниками будут пролонгированы, или оно вовсе окажется бессрочным. Возможно также, что изменению подвергнется и сам налоговый маневр, являющийся основной причиной подорожания бензина. Его могут растянуть на более долгий срок или вовсе сделать бессрочным. 

Глобально же высокий уровень картелизации и олигополии, когда рынок фактически поделен между несколькими компаниями, никуда не делся, поэтому ждать снижения цен в обозримой перспективе не следует, а вот расти они точно будут, уверен представитель ФНЭБ.

ПРОТЕСТОВ НЕ БУДЕТ

Впрочем, к всплеску социального недовольства по французскому образцу рост цен на бензин не приведет, считает гендиректор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев. "Во-первых, правительство способно контролировать рост цен и не допустит существенного роста. Меры на опережение помогли избежать "французского сценария" заранее", — полагает он. 

В целом эксперты уверены, что рост цен на бензин не окажет значимого влияния на инфляцию и не приведет к росту социальной напряженности в обществе. "По нашим оценкам, общий разовый вклад увеличения ставки НДС на инфляцию составит около 1-1,2 п. п. с конца 2018 по начало 2019 года", — говорит аналитик группы суверенных рейтингов и прогнозирования АКРА Василиса Баранова.

Между тем, именно резкое ухудшение уровня жизни является спусковым крючком социального взрыва. Но и здесь у России традиционно свой путь. "Наш гражданин, в отличие от французского, не камень пойдет искать, а дополнительный доход. И, наконец, видя действия правительства по регулированию цен, люди не видят в правительстве врага, а значит, не будут выступать против власти", — заключил Журавлев. 

Автор: Наталья Карнова

Источник: ПРАЙМ, 09.01.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики