Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эксперты: Белоруссия не сможет заменить российскую нефть альтернативными поставками

Эксперты: Белоруссия не сможет заменить российскую нефть альтернативными поставками

Специалисты напомнили, что Минск не может загрузить заводы страны собственной нефтью, так как Белоруссия добывает примерно 1,5 млн тонн в год, а перерабатывает более 18 млн тонн

Белоруссия вновь угрожает России найти замену поставкам ее нефти, но эксперты связывают эти заявления с попыткой давить на российскую сторону в переговорах о компенсациях по налоговому маневру. Российское сырье останется наиболее выгодным для белорусских НПЗ еще по меньшей мере на протяжении пяти лет, говорят они.

Президент Белоруссии Александр Лукашенко в четверг поручил правительству проработать вопрос об альтернативных вариантах поставки нефти через балтийские порты. По его словам, в этом году должна завершиться модернизация двух НПЗ в стране, после чего они смогут перерабатывать не только российское сырье. Взамен балтийские страны, по его словам, могли бы получать нефтепродукты дешевле, чем сейчас.

Белоруссия получает нефть из России по утвержденному в межправсоглашении балансу, этот объем составляет 24 млн тонн в год. Минск ввозит для переработки лишь 18 млн тонн нефти, а остальной объем с 2017 года может реэкспортировать. При этом Белоруссия оставляет в своем бюджете пошлины от экспорта нефтепродуктов, полученных из российской нефти.

Однако в России с 2019 года завершается налоговый маневр, по которому экспортная пошлина с текущих 30% обнулится к 2024 году при одновременном увеличении налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Для белорусских НПЗ российская налоговая реформа означает удорожание сырья. Минск добивается от Москвы компенсации. По оценке Лукашенко, до 2025 года Белоруссия может потерять до $10,6 млрд от российского налогового маневра.

Старые методы

Угрозы отказаться от российской нефти поступали от белорусского президента и раньше. Найти альтернативных поставщиков поручалось в 2016 году, когда Россия на фоне газового спора с Белоруссией сократила поставки нефти. Тогда в качестве нового источника сырья назывался Иран, от которого Минск, впрочем, получил пока только один танкер. До 2012 года Белоруссия закупала нефть у Венесуэлы, в 2016 году - у Азербайджана.

"Постоянно, как только возникают сложности в переговорах, звучит тезис о том, что нам не нужна ваша нефть - мы найдем эту нефть где угодно. Если человек 10 лет говорит о поисках другой нефти, но не находит ее, этому, видимо, есть причина и она проста - потому что любое сырье будет дороже российского", - говорит генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. По его словам, проведенные им расчеты показывают, что "никакой экономики в поставках из Венесуэлы и Ирана в Белоруссию и близко нет".

По словам президента Института энергетики и финансов Владимира Фейгина, при импорте нефти по рыночным ценам у Белоруссии пропадает экономическая целесообразность перерабатывать ее и экспортировать нефтепродукты. "Маржа будет очень маленькая, несколько долларов на тонну. Это вообще ни о чем, никакого экономического эффекта в этом нет", - говорит он. Эксперты напоминают о том, что собственной нефтью Белоруссия также загрузить свои заводы не может, так как добывает примерно 1,5 млн тонн в год, а перерабатывает - более 18 млн тонн в год.

Угрозы отказаться от российской нефти носят политический характер и делаются для того, чтобы "держать российскую сторону в тонусе", убеждены эксперты. "Это опять словесный торг, попытка оказать некое давление в поисках аргументации в споре о том, чтобы получить преференции, которые могли бы компенсировать потери из-за налогового маневра", - резюмирует аналитик "Финама" Алексей Калачев. "Если предоставить Белоруссии компенсации потерь из-за налогового маневра, то тогда надо предоставлять всем, кто входит в ЕАЭС, либо надо выстраивать с Белоруссией более тесные юридические отношения и союзное государство следующим этапом - похоже, что шаги в эту сторону и делаются", - рассуждает он. Однако Лукашенко в четверг уже заявил, что объединение России и Белоруссии в единое государство не обсуждается.

"Все понимают, что налоговый маневр завершится только через несколько лет, а до 2024 года Белоруссия все равно будет получать нефть дешевле мировой. А сейчас найти другого поставщика, который согласится терпеть для себя не то что убытки, а недополученную выгоду, - этого поставщика сегодня нет. Ни Венесуэла, ни Иран, ни Азербайджан - никто на эту роль не согласен", - говорит Симонов.

При этом эксперты не видят экономических поводов для предоставления Белоруссии компенсаций из-за налогового маневра. "Особой выгоды для нас тут нет. Получается, что мы просто чистые деньги перекладываем из своего кармана в соседский - это субсидия. И это всегда обосновывалось только внеэкономическими соображениями", - резюмирует Фейгин.

Источник: ТАСС, 10.01.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики