Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Энергетический альянс Беларуси и Прибалтики лишен экономического смысла

Энергетический альянс Беларуси и Прибалтики лишен экономического смысла

Президент Беларуси Александр Лукашенко заявил, что республика может импортировать нефть через прибалтийские порты вместо поставок из России. Лукашенко допустил появление у Беларуси и Прибалтики «общей нефти» и продажу Латвии и Литве нефтепродуктов по льготным ценам в обмен на перевалку сырой нефти в прибалтийских портах. О том, что стоит за инициативами белорусского лидера и реалистичны ли предложения Лукашенко, аналитическому порталу RuBaltic.Ru рассказал глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин СИМОНОВ.

— Г-н Симонов, Александр Лукашенко заявил, что если договориться с Россией по компенсациям за налоговый маневр в нефтяной сфере не удастся, то Беларусь будет поставлять на свои нефтеперерабатывающие предприятия нероссийскую нефть через страны Балтии. Будет ли такая схема выгодна белорусским НПЗ?

— Несложно догадаться, что если бы эта схема была выгодна, все бы давно на нее перешли. Если бы у Лукашенко была возможность получать нефть дешевле, чем в России, он бы давно это сделал.

Лукашенко — предельно прагматичный политик, и если у него есть возможность заработать на чем-то, он с удовольствием это делает. Россия наводнена европейскими товарами через Беларусь с переклеенными этикетками, и он воспринимает это абсолютно нормально. И здесь Лукашенко действует исключительно из прагматичных соображений.

Сейчас это исключительно риторика и попытка повысить свою цену в переговорных позициях. И все.

Можно однозначно сказать, что сейчас у Беларуси нет никаких альтернативных вариантов получения более дешевой нефти.

Объясняется это предельно просто. Действительно, налоговый маневр создает определенные угрозы для Беларуси — сейчас она получает нефть на особых условиях без уплаты экспортной пошлины. Налоговый маневр предполагает замену экспортной пошлины на рост налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) — все налоги будут выплачиваться производителем нефти, не экспортерами. В этом плане неважно, в Таможенном вы союзе или нет, но эту нефть вы будете получать фактически по цене, близкой к мировой.

Российские нефтеперерабатывающие заводы получат возможность компенсировать потери за счет отрабатываемых механизмов. Этот налоговый маневр растянут во времени до 2024 года, даже несмотря на то, что в прошлом году после инаугурации Владимира Путина было решено ускорить этот маневр.

Это означает, что до 2024 года российская нефть будет обходиться Беларуси дешевле, чем любая другая нефть.

Пять-шесть лет у Беларуси еще есть. Здесь никаких альтернатив нет и никогда не было. 

Если Вы обращали внимание, Лукашенко говорит об этом много лет. Раньше он говорил про венесуэльские поставки, иранские, нефтепровод «Одесса — Броды» по реверсу, и мы даже специально пытались подсчитать выгоды, но там и близко нет экономики.

Даже если [президент Венесуэлы Николас] Мадуро будет давать нефть бесплатно, с точки зрения логистики все равно невозможно оказаться в плюсе. Это такая же история, как запасы сланцевого газа и нефти в Беларуси или как поиски замены российскому газу на Украине, запасы сланцевого газа в Харькове, особая энергетическая украинская верба… Мы это уже проходили много раз и от Александра Лукашенко слышим это более десяти лет. Но заканчивается всегда все тем, что Лукашенко опять выбивает дополнительные бонусы и уступки.

Когда налоговый маневр завершится, тогда, не исключено, ситуация сможет развиваться более конкурентно, и теоретически он тогда сможет покупать на Балтике норвежскую нефть.

— Вы упомянули о том, что Лукашенко не раз говорил о необходимости переориентироваться на другую нефть. Предпринимались ли реальные попытки, переговоры, чтобы закупать нефть в других частях света, или все это только на словах?

— Какие могут быть переговоры, если там отсутствует экономика? Переговоры вести не о чем. Помню, было громкое заявление, что танкер с нефтью из Венесуэлы движется к Беларуси, но это все была, скорей всего, пиар-кампания.

Или была история, что нефть уже движется по нефтепроводу «Одесса — Броды» в реверсном режиме, идет в сторону Польши… Но затем она как-то растворилась и никуда не дошла.

В этом плане, конечно, никаких предметных переговоров никто не вел, не собирался, и это все — информационный шум.

— Сейчас Лукашенко предлагает договориться с литовцами и латышами по условиям транзита нефти, чтобы производимые на Новополоцком НПЗ нефтепродукты считались «общей нефтью» и продавались в Латвию и Литву по ценам ниже мировых. Допустим, налоговый маневр завершился. Насколько перспективен энергетический альянс Беларуси и Прибалтики? Может ли он составить серьезную конкуренцию России в этом плане?

— Да, можно попытаться использовать порты Прибалтики для получения нефти, но в перспективе ближайших пяти лет нет особого смысла.

Хорошо, создадите вы пространство «общей нефти», но через пять лет, может быть, уже российские заводы будут конкурировать с белорусскими на европейском рынке нефтепродуктов.

Ситуация может довольно быстро поменяться; никто не представляет, какова будет картина европейского потребления бензина и дизеля в 2025 году.

Поэтому сегодня разговоры об энергетическом альянсе Беларуси и Прибалтики довольно бессмысленны.

Вот если российские заводы станут серьезными конкурентами белорусским, тогда у них будет серьезное преимущество с точки зрения цен. У Беларуси появится преимущество с точки зрения логистики, близости к рынку, но с точки зрения сырья она объективно будет проигрывать.

И вообще, надо еще понять, что будет с этими заводами к 2025 году. В свое время была идея их продажи российским компаниям. Я совершенно не исключаю, что в ближайшие годы эта тема опять возникнет.

Тогда ситуация вообще радикально поменяется, и они смогут претендовать на тот же обратный акциз. И вся эта история про балтийскую нефтяную «вольную республику» развалится в одночасье.

На мой взгляд, Лукашенко об этом всерьез и думать не собирается. Это все попытка заявить переговорную позицию в пику России.

Понятно, что нам в политическом плане это не очень понравится. За эти пять лет эти балтийские истории имеют мало шансов на превращение во что-то реальное.

— Можно ли ожидать, что заявления Лукашенко могут как-то всерьез повлиять на политику, проводимую Россией?

— Заявления — нет. Традиционная угроза Лукашенко — уйти на Запад, и по большому счету это единственный товар, который он умело продает. Эти заявления — скорее выплеск в публичное поле, мол, Беларусь поступит как Украина.

Этой темы действительно в Москве боятся. Уверен, что в очередной раз все кончится какими-то уступками. Я был очень удивлен, когда Беларуси предоставили право перепродавать 6 млн тонн российской сырой нефти и назвали это «режимом перетаможки» — по сути, выплатили в бюджет Беларуси экспортную пошлину на 6 млн тонн.

А сейчас все истории про великое нефтяное балтийское братство — это попытка Лукашенко что-нибудь выпросить у Путина, продавая главную угрозу уйти на Запад, где все его «ждут с распростертыми объятьями». 

Автор: Виктория Иванченко

Источник: RuBaltic.Ru, 11.01.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики