Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Лукашенко снова заговорил о нефти: Россия может «потерять единственного союзника на западном направлении»

Лукашенко снова заговорил о нефти: Россия может «потерять единственного союзника на западном направлении»

Как отметил президент Белоруссии, страна хочет покупать нефть через прибалтийские порты, перерабатывать ее и продавать в Прибалтику нефтепродукты

Россия может «потерять единственного союзника на западном направлении», то есть Белоруссию, заявил Александр Лукашенко. Произойти это, по словам белорусского президента, может из-за налогового маневра в России.

Реформа предполагает постепенное обнуление экспортной пошлины на нефть и одновременно рост внутреннего налога на добычу. Соответственно, российская нефть, которую Минск сейчас получает беспошлинно, для Белоруссии дорожает.

Лукашенко указал выход из ситуации: Белоруссия хочет покупать нефть через прибалтийские порты, перерабатывать ее и продавать в Прибалтику нефтепродукты. В то же время глава Белоруссии не упомянул, что в этом случае сырье придется приобретать по мировым ценам, которые значительно выше российских. 

Ситуацию прокомментировал ведущий аналитик Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:

«История, которую мы видим регулярно со стороны Белоруссии. Это закупки нефти из Казахстана и Азербайджана, и даже угроза закупки нефти из Ирана. Постоянно схема одна и та же: давайте мы будем у кого-то закупать, Россия от этого вроде как недополучит денег и согласится на белорусские условия по каким-либо там соглашениям и переговорам. В реальности Белоруссии все могут продать нефть. Это не проблема — ее купить на мировом рынке. Но это будет дороже, чем у России. Может, она у Казахстана, например, закупала, и он им продает по рыночным ценам. У Азербайджана то же самое. А с иранской нефтью, например, тоже анонсируют, что они закупили нефть. Танкер вот из Ирана идет — и это будет прекрасно. Так он вообще не пришел в Белоруссию, он затерялся где-то в Европе. Вам сейчас сделали нефть дороже на 5 долларов в рамках налогового маневра. Просто у нас экспортная пошлина сократилась на 5%, а НДПИ вырос на 5%, и вот нефть для вас, да, подорожала. Но это же гораздо лучше, чем вы будете закупать по мировым ценам. Если хотите, пожалуйста, закупайте. Поэтому это все накачка переговорной позиции».

В последние дни минувшего года Лукашенко дважды встречался с президентом России Владимиром Путиным. Однако официально о результатах переговоров не сообщалось.

Минск настаивает на том, чтобы Россия платила Белоруссии компенсации за рост стоимости нефти. Ранее Лукашенко заявлял, что Москва пообещала Минску компенсировать потери от налогового маневра. В российском правительстве это опровергли.

Сейчас президент Белоруссии заявил, что Россия по поводу компенсаций не сказала ни да, ни нет. Что же касается поставок из Прибалтики, то налоговый маневр завершится только через шесть лет, и до этого момента покупать российскую нефть будет все равно выгоднее, чем в Литве и Латвии. Продолжает независимый эксперт Дмитрий Лютягин:

«Откуда сами Прибалтийские страны покупают нефть или нефтепродукты для своей потребности? То есть одним из источников в любом случае является Российская Федерация, включая как сырую нефть, так и нефтепродукты. Соответственно, могут быть и, скорее всего, есть и другие поставщики, и мировые, которые тоже снабжают эти страны нефтью и нефтепродуктами. Если Белоруссия будет покупать нефть в Прибалтийских странах, а не в любой другой стране, то она будет эту нефть покупать по цене, которая фигурирует на международных товарных биржах без какой-либо там коррекции на вот эти вот экспортные пошлины или что-либо иное. То есть Белоруссия будет покупать и учитывать у себя нефть по, соответственно, рыночной цене, которая формируется. И пока у нас не завершится такой налоговый маневр, то есть вот эта вот дельта плюсовая в пользу Белоруссии, она будет сохраняться. Да, она как бы схлопывается сейчас в моменте, но она остается».

Ранее в телеграм-каналах, а потом и в белорусских СМИ появились сообщения со ссылками на источники о том, что Белоруссия продаст России свои НПЗ и вот тогда Москва сможет компенсировать Минску потери от подорожавшей нефти. Впрочем, в концерне «Белнефтехим» эти сообщения 10 января официально опровергли

Источник: BFM.RU, 10.01.2019


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики