Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Лукашенко снова заговорил о нефти: Россия может «потерять единственного союзника на западном направлении»

Лукашенко снова заговорил о нефти: Россия может «потерять единственного союзника на западном направлении»

Как отметил президент Белоруссии, страна хочет покупать нефть через прибалтийские порты, перерабатывать ее и продавать в Прибалтику нефтепродукты

Россия может «потерять единственного союзника на западном направлении», то есть Белоруссию, заявил Александр Лукашенко. Произойти это, по словам белорусского президента, может из-за налогового маневра в России.

Реформа предполагает постепенное обнуление экспортной пошлины на нефть и одновременно рост внутреннего налога на добычу. Соответственно, российская нефть, которую Минск сейчас получает беспошлинно, для Белоруссии дорожает.

Лукашенко указал выход из ситуации: Белоруссия хочет покупать нефть через прибалтийские порты, перерабатывать ее и продавать в Прибалтику нефтепродукты. В то же время глава Белоруссии не упомянул, что в этом случае сырье придется приобретать по мировым ценам, которые значительно выше российских. 

Ситуацию прокомментировал ведущий аналитик Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:

«История, которую мы видим регулярно со стороны Белоруссии. Это закупки нефти из Казахстана и Азербайджана, и даже угроза закупки нефти из Ирана. Постоянно схема одна и та же: давайте мы будем у кого-то закупать, Россия от этого вроде как недополучит денег и согласится на белорусские условия по каким-либо там соглашениям и переговорам. В реальности Белоруссии все могут продать нефть. Это не проблема — ее купить на мировом рынке. Но это будет дороже, чем у России. Может, она у Казахстана, например, закупала, и он им продает по рыночным ценам. У Азербайджана то же самое. А с иранской нефтью, например, тоже анонсируют, что они закупили нефть. Танкер вот из Ирана идет — и это будет прекрасно. Так он вообще не пришел в Белоруссию, он затерялся где-то в Европе. Вам сейчас сделали нефть дороже на 5 долларов в рамках налогового маневра. Просто у нас экспортная пошлина сократилась на 5%, а НДПИ вырос на 5%, и вот нефть для вас, да, подорожала. Но это же гораздо лучше, чем вы будете закупать по мировым ценам. Если хотите, пожалуйста, закупайте. Поэтому это все накачка переговорной позиции».

В последние дни минувшего года Лукашенко дважды встречался с президентом России Владимиром Путиным. Однако официально о результатах переговоров не сообщалось.

Минск настаивает на том, чтобы Россия платила Белоруссии компенсации за рост стоимости нефти. Ранее Лукашенко заявлял, что Москва пообещала Минску компенсировать потери от налогового маневра. В российском правительстве это опровергли.

Сейчас президент Белоруссии заявил, что Россия по поводу компенсаций не сказала ни да, ни нет. Что же касается поставок из Прибалтики, то налоговый маневр завершится только через шесть лет, и до этого момента покупать российскую нефть будет все равно выгоднее, чем в Литве и Латвии. Продолжает независимый эксперт Дмитрий Лютягин:

«Откуда сами Прибалтийские страны покупают нефть или нефтепродукты для своей потребности? То есть одним из источников в любом случае является Российская Федерация, включая как сырую нефть, так и нефтепродукты. Соответственно, могут быть и, скорее всего, есть и другие поставщики, и мировые, которые тоже снабжают эти страны нефтью и нефтепродуктами. Если Белоруссия будет покупать нефть в Прибалтийских странах, а не в любой другой стране, то она будет эту нефть покупать по цене, которая фигурирует на международных товарных биржах без какой-либо там коррекции на вот эти вот экспортные пошлины или что-либо иное. То есть Белоруссия будет покупать и учитывать у себя нефть по, соответственно, рыночной цене, которая формируется. И пока у нас не завершится такой налоговый маневр, то есть вот эта вот дельта плюсовая в пользу Белоруссии, она будет сохраняться. Да, она как бы схлопывается сейчас в моменте, но она остается».

Ранее в телеграм-каналах, а потом и в белорусских СМИ появились сообщения со ссылками на источники о том, что Белоруссия продаст России свои НПЗ и вот тогда Москва сможет компенсировать Минску потери от подорожавшей нефти. Впрочем, в концерне «Белнефтехим» эти сообщения 10 января официально опровергли

Источник: BFM.RU, 10.01.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики