Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Лукашенко говорит о нефти, но имеет в виду другое?

Лукашенко говорит о нефти, но имеет в виду другое?

Президент Белоруссии предупредил, что Москва может потерять единственного союзника на Западе из-за своего налогового маневра. Также Лукашенко впервые рассказал об итогах переговоров с Путиным

Александр Лукашенко пригрозил покупкой нефти в Прибалтике. Кроме того, белорусский президент заявил, что Россия может потерять единственного союзника на западном направлении, и напомнил о потерях белорусского бюджета в 400 млн долларов, связанных с подорожанием российской нефти. Но важнее то, что белорусский лидер впервые прокомментировал переговоры с Владимиром Путиным. Они прошли в последние дни минувшего года, но официальных сообщений об их итогах не было.

Из-за каких-то жалких 400 млн нефтедолларов потерять союзника на западном направлении — примерно в таком ключе высказался Лукашенко. Но, возможно — есть такая политологическая версия — за разговорами о нефти стоит другое. В последние дни минувшего года Лукашенко и Путин дважды встречались, проведя многочасовые переговоры, и до сих пор ни одного официального сообщения не было. Лишь спустя почти две недели глава Белоруссии решился на комментарий.

Можно предположить, что лидеры обсуждали не столько цены на энергоносители, сколько создание Союзного государства. Оно должно завершиться к 2025 году — с единым эмиссионным центром, судом, таможней, а главное, с единым энергорынком, что и требует Белоруссия — покупать нефть и газ по российским внутренним ценам. Но поскольку Москва явно не альтруист, то логично предположить и встречный вопрос: а что для низких цен готов сделать Минск? Продолжает белорусский политолог Александр Класковский: 

«Белорусский официальный лидер, с одной стороны, не хочет дразнить Москву, раздражать какой-то риторикой о независимости, но де-факто белорусское руководство, конечно, всерьез задумалось о том, как выходить из этой ситуации, не уступая в этих вопросах. Скорее всего, белорусское руководство рассчитывает затянуть эти переговоры о продвижении в плане союзного строительства, а тем временем все-таки добиться какой-то частичной компенсации от Москвы за налоговый маневр в нефтяной отрасли».

Деловая же подоплека такова. Россия сейчас продает Белоруссии нефть беспошлинно, то есть, по сути, дарит соседу миллиарды долларов. Но с этого года Москва в рамках налогового маневра постепенно обнуляет экспортную пошлину и одновременно поднимает внутренний налог на добычу. Следовательно, стоимость российской нефти для Белоруссии растет — в этом году, по подсчетам Минска, на те самые 400 млн, о которых сокрушался Лукашенко. Хотя он сам же и признался, что для Белоруссии это не такие уж большие деньги. Но раз Россия хочет их у Минска отобрать, то обиженный братский народ пойдет другим путем — будет закупать нефть в Прибалтике. С экономической зрения очень дорого, говорит ведущий аналитик Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:

«Давайте мы будем у кого-то закупать, Россия от этого вроде как недополучит денег и согласится на белорусские условия. В реальности ровно наоборот. Белоруссии все могут продать нефть, не проблема купить ее на мировом рынке. Но это будет дороже, чем у России. Она у Казахстана, например, закупала, и он им продает по рыночным ценам. У Азербайджана — то же самое. С иранской нефтью они тоже анонсировали, что закупили нефть, танкер из Ирана идет, и это будет прекрасно. Так он вообще не пришел в Белоруссию, затерялся где-то в Европе».

В конце прошлого года Лукашенко сделал несколько резких заявлений: и о том, что Россия для Белоруссии теперь, скорее, партнер, нежели братское государство; и о том, что он чувствует угрозу суверенитету, поэтому не допустит вступления Белоруссии в состав России. Сейчас же Лукашенко высказался мягче. Никто никого не наклоняет, сказал Александр Григорьевич, нужно снова садиться за стол переговоров, но объединения не будет.

Причем Лукашенко высказался и за Путина, сообщив, что и российский президент подтвердил, что Москва не пойдет на полноценное объединение стран. И, возможно, эти заявления были согласованы в Кремле. Теперь вопрос, на что пойдут обе стороны, особенно с учетом, что в 2024 году, ко времени создания Союзного государства, в России начнется новый политический цикл. До него в отношениях с Белоруссией нужно многое успеть. 

Источник: BFM.RU, 10.01.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики