Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Против "Северного потока-2" нет санкций даже в США": Юшков об угрозах американского посла в Германии

"Против "Северного потока-2" нет санкций даже в США": Юшков об угрозах американского посла в Германии

История с «Северным потоком-2» близка к завершению – данный газопровод успешно строится, и уже в конце текущего года будет готов к своей практической эксплуатации, которая согласно плану должна начаться с 1 января 2019 года. 

США оказывает политическое давление на Германию

Другой вопрос, что на этот проект оказывается политическое давление – например, по данным немецкого издания Bild, посол США в ФРГ Ричард Гренелл шантажирует германские компании, которые принимают участие в реализации «Северного потока-2».

Издание сообщает, что Гренелл довел до сведения германских контрагентов «Газпрома», что «Северный поток-2» создает прямую угрозу для национальной безопасности Украины, и это, в свое очередь, может привести к введению в отношении них американских санкций.

На самом деле, подобная риторика постоянно раздается в США. При этом, существует мнение, что она направлена не против «Северного потока-2», как такового, а против всего российского нефтегазового сектора, который американцы хотят выключить из кооперации с западными контрагентами, чтобы не допустить получения Россией новых технологий, необходимых нашей стране для добычи углеводородов.

К тому же, есть сомнения, что американские санкции могут повлиять на «Северный поток-2», учитывая, что дело находится на последней стадии своей реализации, а в мировой практике нет прецедентов, чтобы в такой ситуации подобные проекты приостанавливались. 

Даже в США нет нормативных положений против «Северного потока-2»

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» подтвердил, что данные движения не повлияют на «Северный поток-2».

«Компании, которые участвуют в «Северном потоке-2», подходят к вопросу санкций очень формально. Если есть какие-то запреты со стороны США, которые приняты в этой стране на уровне законов, то они их выполняют. Если нет, то нет», - заключает Юшков.

В настоящий момент в законодательстве США нет таких нормативных положений – соответственно, все подобные угрозы имеют характер политической риторики. И это уже не говоря про то, что европейские компании вообще не обязаны выполнять санкции США, несмотря на то, что американская юрисдикция претендует на экстерриториальный характер своего практического применения.

Кстати говоря, американцы угрожают не санкциями – с точки зрения международного права они не имеют права их вводить, а односторонними рестрикциями, которые касаются допуска конкретных европейских компаний на национальный рынок США. 

Закон CAATSA не применим к «Северному потоку-2»

«На сегодняшний день в американском законодательстве нет каких-либо запретов на работу с «Северным потоком-2», поэтому все эти угрозы со стороны посла США в Германии носят абсолютно декларативный характер», - констатирует Юшков.

Естественно, летом 2017 года был введен в действие санкционный закон CAATSA, который касается, в том числе, и России, но там не прописаны санкции против «Северного потока-2». Более того, любые санкции по этому закону, во-первых, должны вводиться решением президента США, а, во-вторых, не могут иметь обратного действия, т.е. вводиться против проектов, которые на 2017 год уже реализовываются.

Как мы знаем, весь договорный пакет по «Северному потоку-2» был подписан до принятия американским конгрессом закона CAATSA, поэтому данный нормативный акт США не может быть как-либо применен на практике к этому российско-германскому проекту.

«И на сегодня даже в рамках американской юрисдикции нет ни запретов на предоставление услуг, ни запретов на финансирование этого проекта, ни чего-либо другого, поэтому санкций против «Северного потока-2» нет и быть не может», - резюмирует Юшков

У «Северного потока-2» не существует каких-либо нормативных проблем

Таким образом, все эти заявления посла США в Германии являются призывом к германским компаниям отказаться от «Северного потока-2» по своей воле, чего, как замечает эксперт, эти структуры, естественно, делать не будут.

«Этот проект выгоден германским компаниям. Более того, он выгоден Германии и всему Евросоюзу, поскольку он укрепит надежность поставок газа на европейский энергетический рынок, что стратегически важно для старого континента», - заключает Юшков.

По словам Игоря Валерьевича, по закону CAATSA президент США может наложить запрет на финансирование «Северного потока-2», и американский посол явно апеллирует к данному положению этого нормативного акта. При этом, на практике это положение в действие не введено, поэтому на всю эту политическую риторику со стороны американского представительства не стоит обращать внимания.

Другой вопрос, что сам факт того, что посол США рассылал такие письма по ведущим германским компаниям, говорит о том, что Штаты абсолютно не уважают суверенитет даже своих ближайших союзников и готовы в одностороннем порядке давить на их хозяйственные субъекты. 

Забавно здесь и то, что на заинтересованной этой тематикой Украине теперь популярно мнение, что «Северный поток-2» будет построен, но затем, «по каким-то причинам», не будет введен в практическую эксплуатацию.

«Это также сомнительное положение, поскольку в США и Евросоюзе нет каких-либо нормативных актов, которые бы позволили это сделать. Разве что Третий энергопакет, но он может только уполовинить использование «Северного потока-2», - констатирует Юшков.

Автор: Дмитрий Сикорский 

Источник: Экономика сегодня, 13.01.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики