Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Против "Северного потока-2" нет санкций даже в США": Юшков об угрозах американского посла в Германии

"Против "Северного потока-2" нет санкций даже в США": Юшков об угрозах американского посла в Германии

История с «Северным потоком-2» близка к завершению – данный газопровод успешно строится, и уже в конце текущего года будет готов к своей практической эксплуатации, которая согласно плану должна начаться с 1 января 2019 года. 

США оказывает политическое давление на Германию

Другой вопрос, что на этот проект оказывается политическое давление – например, по данным немецкого издания Bild, посол США в ФРГ Ричард Гренелл шантажирует германские компании, которые принимают участие в реализации «Северного потока-2».

Издание сообщает, что Гренелл довел до сведения германских контрагентов «Газпрома», что «Северный поток-2» создает прямую угрозу для национальной безопасности Украины, и это, в свое очередь, может привести к введению в отношении них американских санкций.

На самом деле, подобная риторика постоянно раздается в США. При этом, существует мнение, что она направлена не против «Северного потока-2», как такового, а против всего российского нефтегазового сектора, который американцы хотят выключить из кооперации с западными контрагентами, чтобы не допустить получения Россией новых технологий, необходимых нашей стране для добычи углеводородов.

К тому же, есть сомнения, что американские санкции могут повлиять на «Северный поток-2», учитывая, что дело находится на последней стадии своей реализации, а в мировой практике нет прецедентов, чтобы в такой ситуации подобные проекты приостанавливались. 

Даже в США нет нормативных положений против «Северного потока-2»

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» подтвердил, что данные движения не повлияют на «Северный поток-2».

«Компании, которые участвуют в «Северном потоке-2», подходят к вопросу санкций очень формально. Если есть какие-то запреты со стороны США, которые приняты в этой стране на уровне законов, то они их выполняют. Если нет, то нет», - заключает Юшков.

В настоящий момент в законодательстве США нет таких нормативных положений – соответственно, все подобные угрозы имеют характер политической риторики. И это уже не говоря про то, что европейские компании вообще не обязаны выполнять санкции США, несмотря на то, что американская юрисдикция претендует на экстерриториальный характер своего практического применения.

Кстати говоря, американцы угрожают не санкциями – с точки зрения международного права они не имеют права их вводить, а односторонними рестрикциями, которые касаются допуска конкретных европейских компаний на национальный рынок США. 

Закон CAATSA не применим к «Северному потоку-2»

«На сегодняшний день в американском законодательстве нет каких-либо запретов на работу с «Северным потоком-2», поэтому все эти угрозы со стороны посла США в Германии носят абсолютно декларативный характер», - констатирует Юшков.

Естественно, летом 2017 года был введен в действие санкционный закон CAATSA, который касается, в том числе, и России, но там не прописаны санкции против «Северного потока-2». Более того, любые санкции по этому закону, во-первых, должны вводиться решением президента США, а, во-вторых, не могут иметь обратного действия, т.е. вводиться против проектов, которые на 2017 год уже реализовываются.

Как мы знаем, весь договорный пакет по «Северному потоку-2» был подписан до принятия американским конгрессом закона CAATSA, поэтому данный нормативный акт США не может быть как-либо применен на практике к этому российско-германскому проекту.

«И на сегодня даже в рамках американской юрисдикции нет ни запретов на предоставление услуг, ни запретов на финансирование этого проекта, ни чего-либо другого, поэтому санкций против «Северного потока-2» нет и быть не может», - резюмирует Юшков

У «Северного потока-2» не существует каких-либо нормативных проблем

Таким образом, все эти заявления посла США в Германии являются призывом к германским компаниям отказаться от «Северного потока-2» по своей воле, чего, как замечает эксперт, эти структуры, естественно, делать не будут.

«Этот проект выгоден германским компаниям. Более того, он выгоден Германии и всему Евросоюзу, поскольку он укрепит надежность поставок газа на европейский энергетический рынок, что стратегически важно для старого континента», - заключает Юшков.

По словам Игоря Валерьевича, по закону CAATSA президент США может наложить запрет на финансирование «Северного потока-2», и американский посол явно апеллирует к данному положению этого нормативного акта. При этом, на практике это положение в действие не введено, поэтому на всю эту политическую риторику со стороны американского представительства не стоит обращать внимания.

Другой вопрос, что сам факт того, что посол США рассылал такие письма по ведущим германским компаниям, говорит о том, что Штаты абсолютно не уважают суверенитет даже своих ближайших союзников и готовы в одностороннем порядке давить на их хозяйственные субъекты. 

Забавно здесь и то, что на заинтересованной этой тематикой Украине теперь популярно мнение, что «Северный поток-2» будет построен, но затем, «по каким-то причинам», не будет введен в практическую эксплуатацию.

«Это также сомнительное положение, поскольку в США и Евросоюзе нет каких-либо нормативных актов, которые бы позволили это сделать. Разве что Третий энергопакет, но он может только уполовинить использование «Северного потока-2», - констатирует Юшков.

Автор: Дмитрий Сикорский 

Источник: Экономика сегодня, 13.01.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики