Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > А газ я попрошу остаться: Киев и Москва намерены сохранить транзит

А газ я попрошу остаться: Киев и Москва намерены сохранить транзит

Главная проблема — неурегулированные споры между «Газпромом» и «Нафтогазом»

В Брюсселе 21 января прошел второй раунд переговоров между Россией, Украиной и Еврокомиссией (ЕК). Как и ожидалось, никаких юридически обязывающих документов подписано не было, однако стороны обозначили реперные точки по теме будущего газового транзита: ЕК представила Москве и Киеву предложение по длительности, объемам и тарифам ресурсов, которые могут проходить через украинскую территорию. Как заявили «Известиям» в Минэнерго РФ накануне встречи, Москва готова подписать с Киевом контракт, только если его условия будут экономически обоснованны. Тем временем в конце 2019 года истекают сроки российско-украинских газовых соглашений, а потому решить, будет ли заключено новое, стороны должны как можно скорее.

 

А будет ли транзит?

Трехсторонняя встреча в Брюсселе прошла в представительном составе. От России в переговорах участвовали министр энергетики Александр Новак и глава «Газпрома» Алексей Миллер, от Украины — министр иностранных дел Павел Климкин и глава «Нафтогаза» Андрей Коболев, от ЕК — комиссар по энергетике Марош Шефчович. На повестке встречи стояло продление трансфера российского газа через Украину после 2019 года. Именно тогда истечет срок контрактов о прямых поставках и транзите, которые «Газпром» и «Нафтогаз» заключили в январе 2009 года.

По итогам встречи Марош Шефчович сообщил, что представил российской и украинской делегациям предложения по длительности, объему и тарифам дальнейшего транзита. В детали он вдаваться не стал. Андрей Коболев заявил, что «Нафтогаз» изучит предложения ЕК. Александр Новак сообщил, что третья министерская встреча пройдет в мае: по его словам, к этому времени эксперты должны поработать над деталями будущего контракта с Украиной. При этом он отметил, что надо урегулировать судебный спор «Газпрома» с «Нафтогазом».

 

Накануне встречи в российском Минэнерго «Известиям» заявили, что Москва готова подписать контракт о транзите через Украину. Однако сделает это только при экономически обоснованных условиях. Другими словами, тарифы по транзиту должны быть приблизительно такими же, как в период до 2019 года, или аналогичные тем, которые применяются на альтернативных российских потоках.

— Мы готовы подписывать контракт, если договоренности будут экономически выгодны, а не в 10 раз превышать тарифы, — заявила «Известиям» пресс-секретарь главы Минэнерго РФ Ольга Голант.

По мнению руководителя аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александра Пасечника, судебные тяжбы двух компаний могут стать разменной монетой во всем газовом споре России и Украины.

— Условия, при которых «Газпром» и «Нафтогаз» могут пойти на мировую, сводятся к обнулению всех взаимных претензий в обмен на новый контракт, условия которого будут оговариваться отдельно, — сказал эксперт. — Запросы Киева по транзиту кратно выше, чем то, что может предложить «Газпром» с учетом «Турецкого потока» и «Северного потока – 2».

 

Дополнительные осложнения

Работу трехсторонней группы осложняют несколько факторов. Во-первых, переговорщик от ЕК Марош Шефчович с 1 февраля уходит на два месяца в отпуск, чтобы поучаствовать в выборах президента Словакии. Ему на смену придет еврокомиссар по энергетике и климату Мигель Ариас Каньете. 

Во-вторых, в марте 2019 года истекает контракт с руководством «Нафтогаза», что также может повлиять на ход трехсторонних контактов.

И, наконец, в-третьих, на Украине 31 марта пройдут президентские выборы. По словам депутата Верховной рады от «Оппозиционного блока» Евгения Балицкого, люди, которые придут к власти на Украине, должны сохранить транзит российского газа. Проблема заключается в том, что сегодня Киев не может обеспечить бесперебойные поставки, в том числе и из-за нестабильной политической ситуации в стране, а потому главная задача новой власти — стать для России и Евросоюза надежным партнером.

Разменная монета

Камнем преткновения в газовых отношениях Москвы и Киева стали договоренности 2009 года. Согласно контракту, при покупке российского газа Украиной его цену составляла базовая европейская сумма в $450 за 1000 куб. м со скидкой 20%, а ставка на транзит сводилась к $1,7 за 1000 куб. м на 100 км, которая к 2013 году в соответствии с оговоренной формулой выросла до $3,4.

После 2014 года скидки для «Нафтогаза» были отменены, и компания инициировала пересмотр контрактов 2009 года, поскольку Украина якобы переплачивала за газ с 2011 года, а «Газпром» поставлял меньше ресурсов на транзит, чем предусматривали договоренности. Год спустя Украина отказалась от российского газа и заменила его на реверсный из Европы. К 2017 году общая сумма взаимных требований компаний составила около $60 млрд.

Стокгольмский арбитраж снизил обязательные годовые закупки «Нафтогаза» до 4 млрд куб. м, отклонил большинство его требований к «Газпрому» по переплате за газ и обязал российскую компанию выплатить украинской примерно $2,6 млрд. В России решение выполнять отказались, и Киев начал арестовывать газпромовские зарубежные активы. Параллельно с этим российский холдинг начал расторжение договоров с Украиной по поставке и транзиту топлива.

Если экономическая заинтересованность Киева в переправке российского газа очевидна, то стремление Москвы определить условия транзита лежит несколько глубже.

— «Газпром» и его партнеры до этого времени не успевают запустить «Северный поток – 2» и «Турецкий поток» на полную мощность, соответственно на некоторое время украинский транзит сохраняет важное значение для поставок российского газа в ЕС, — рассказал «Известиям» глава Института национальной энергетики Сергей Правосудов.

По словам эксперта, именно поэтому «Газпром» вынужден договариваться с Киевом, который, в свою очередь, кровно заинтересован сохранить транзит как главный источник валютных поступлений в бюджет. 

Авторы: Екатерина Постникова, Дмитрий Лару, Николай Хренков

Источник: Известия, 21.01.2019 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики