Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Германия "кулуарно" подталкивает Украину к уступкам России по договору о транзите газа

Германия "кулуарно" подталкивает Украину к уступкам России по договору о транзите газа

Перспектива прекращения базовых соглашений между Россией и Украиной по транзиту газа через украинскую ГТС является очень большой проблемой для правительства ФРГ и всей современной европейской экономики. 

Германии и Евросоюзу важен транзит российского газа через Украину

Это видно по тем переговорам, которые постоянно инициирует Брюссель, и которые не приходят к какому-либо результату из-за неконструктивной позиции Украины и того обстоятельства, что текущие украинские переговорщики не могут за что-либо отвечать.

Дело в том, что Украине 31 марта сего года предстоят президентские выборы, которые могут принципиально изменить внутренний расклад в этой стране, включая и руководство компании «Нафтогаз», которая представляет Киев на переговорах с Брюсселем и Москвой.

В этом плане интересно заявление министра энергетики ФРГ Петера Альтмайера, который заметил, что официальный Берлин рассчитывает на заключение договора с Киевом, по которому будет осуществляться транзит российского газа через территорию Украины до того момента, как газопровод «Северный поток-2» будет введен в эксплуатацию в полном промышленном объеме.

Кроме того, Альтмайер заявил, что Германия хочет заключения договора между Россией и Украиной, которое бы учитывало украинские интересы, хотя понятно, что Берлин волнует исключительно надежность транзита российского газа через данную страну. 

Есть вопросы по вводу «Северного потока-2» в эксплуатацию

С другой стороны, это важная проблема. На сегодня уже нет сомнений, что «Северный поток-2» будет построен – для того, чтобы этот процесс прекратился, необходимо событие тектонического масштаба, но есть вопросы по его вводу в эксплуатацию.

Согласно базовым документам, «Северный поток-2» заработает с 1 января 2019 года, но даже если все пройдет без каких-либо проблем, то он не сможет сразу выйти на проектную мощность, хотя бы из-за неготовности принимающей инфраструктуры в ФРГ.

Соответственно, где-то до 2023 года общий транзит газа через Украину будет сохраняться на уровне в 30-60 млрд кубов, что, конечно, меньше существующих на сегодня 90 млрд кубов, но все равно представляет собой значительную цифру, требующую жесткого соглашения.

Таким образом, возникает вопрос, а что препятствует заключению данного договора, или все здесь упирается в тот момент, что позиции современных украинских представителей выглядят сомнительными. Очевидно также, что Россия и ЕС не пойдут здесь на выполнение требований Украины об объемах транзита. Кроме того, есть серьезные проблемы, связанные с решением Стокгольмского арбитража. 

В данной ситуации существует множество факторов

Напомним, что решение второго Стокгольмского арбитража, согласно которому на компанию «Газпром» был заложен штраф в 4,6 млрд долларов, как раз за «недотранзит» газа по договору от 2009 года, российская сторона считает несправедливым, хотя бы из-за того, что шведские арбитры проигнорировали вынесение штрафа «Нафтогазу» по принципу «бери и плати» по причине современной «ситуации на Украине».

И это правильная позиция, поскольку положение «бери и плати» уравнивало положение «недотранзита» в договорной системе между Россией и Украиной, поэтому, пока этот вопрос не будет закрыт, Россия вряд ли подпишет новый транзитный договор с Украиной.

Руководитель социальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» пришел к выводу, что данное заявление со стороны руководства ФРГ носит объективный и вынужденный характер.

«Здесь присутствует совокупность различных аспектов, включая и давление РФ на внутриполитическую ситуацию на Украине – данный фактор также нельзя здесь не учитывать. Это и желание Германии, и, в целом, Евросоюза гарантировать безопасность поставок российского газа по той причине, что на сегодня, и это совершенно объективно, ситуация остается подвешенной», - констатирует Перов

Данный вопрос может быть разрешен кулуарно

Как замечает эксперт, России также важно обеспечить безопасность транзита через Украину, хотя бы по той причине, что данный процесс не прекратится даже после выхода «Северного потока-2» на полную мощность, т.е. на 55 млрд транзитируемого газа.

«Здесь очень многое перемешано в единый клубок, причем Германия явно не хочет разбираться в рамках этого вопроса с той ситуацией, что существует сейчас в российско-украинских отношениях, поэтому и требует заключения договора», - резюмирует Перов.

По словам Александра Валентиновича, главной и единственной задачей Германии является обеспечение транзита российского газа через Украину, из-за чего Берлин и требует заключения соглашения, которое бы защитило немецкие интересы от любых возможных угроз.

«Интересно, здесь всплывает и вопрос СУГ, т.е. сжиженного углеводородного газа, потребление которого на Украине увеличилось ввиду роста цен на дизель, и данные поставки на сегодняшний день осуществляются исключительно из России», - заключает Перов

Все это говорит о том, что в этом вопросе есть двусторонние интересы и даже рычаги двустороннего давления, что при нормальном положении дел быстро бы привело к достижению компромисса, но на сегодня здесь работает фактор негативной политики Украины.

Очевидно, что многое здесь будет решено кулуарно, и от таких переговоров зависит дальнейшая судьба данных соглашений.

Автор: Дмитрий Сикорский 

Источник: Экономика сегодня, 22.01.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики