Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > России необходима понятная модель внутреннего рынка газа

России необходима понятная модель внутреннего рынка газа

 

Лишь в этом случае можно будет говорить об общем газовом рынке ЕАЭС

России нужно сформировать понятную модель внутреннего рынка газа и механизм ее имплементации, говорится в аналитическом докладе Фонда национальной энергетической безопасности «Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел». 

 

В докладе говорится, что это является условием для перехода к обсуждению и имплементации общих правил игры в газовой сфере на пространстве ЕАЭС. 

«Это не значит, что следует поощрять нерациональное использование газа, которое имеет место в условиях заниженных регулируемых цен. Но и высокая доля газа в энергобалансе не должна являться барьером для создания новых газоемких производств и газификации», – отмечают эксперты ФНЭБ

Двухсекторная модель рынка (поставки населению и поставки промышленным потребителям) в силу социальной значимости газа для производства тепла для социальных объектов и населения должна сохраниться, считают авторы доклада. 

В связи с этим все преобразования могут быть направлены исключительно на сегмент снабжения газом промышленных потребителей, где можно уже сейчас создать полноценный конкурентный рынок газа. 

Проблему могло бы решить уравнивание газовых цен для промышленности в стране одновременным введением сетевого тарифа на транспортировку газа промышленным потребителям могла бы решить эту проблему. 

«Это автоматически распространило бы конкуренцию между «Газпромом» и независимыми поставщиками на всю территорию действия ЕСГ, создало бы стимулы для инвестиций в производства по переработке газа в непосредственной близости от рынков сбыта внутри страны и на экспорт», – говорится в докладе. 

Также эксперты ФНЭБ отмечают важную роль биржевой торговли газом. Но для ее развития необходимы механизмы, с одной стороны поощряющие участие в торгах, а с другой – ограничивающие возможности сговора.  

В качестве стимулирующих механизмов ФНЭБ называет обязательство для всех производителей продавать часть газа на бирже и введение в долгосрочных контрактах с крупными оптовыми потребителями (потенциальными участниками биржевых торгов) правила «бери или плати».  

Источник: Нефтегазовая вертикаль, 24.01.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики