Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Жители балтийских стран оплатят выход из БРЭЛЛ по повышенному тарифу

Жители балтийских стран оплатят выход из БРЭЛЛ по повышенному тарифу

Расходы на выход стран Балтии из системы БРЭЛЛ будут оплачивать, несмотря на помощь ЕС, граждане этих стран. Об этом сказал эксперт ФБА "Экономика сегодня" Станислав Митрахович.

На синхронизацию энергосистем стран Балтии с европейскими сетями Еврокомиссией выделено 323 миллиона евро. Как пишет Sputnik, на первом этапе проекта по синхронизации будет потрачено 432,5 миллиона евро, из них ЕС инвестирует 75%. 

Второй этап - это строительство морского кабеля между Литвой и Польшей.

В июне прошлого года страны Балтии, Польша и Еврокомиссия подписали в Брюсселе соглашение о синхронизации электросетей Литвы, Латвии и Эстонии с сетями континентальной Европы. К 2025 году эти страны должны полностью выйти из системы БРЭЛЛ (Белоруссия, Россия, Эстония, Латвия, Литва).

При этом сегодня связь энергосистемы Калининградской области России с остальной частью страны идет через электрические сети Белоруссии, Эстонии, Латвии и Литвы.

Энергонезависимость региона будут обеспечивать четыре новые электростанции суммарной мощностью около 1 ГВт. В декабре замглавы Минэнерго РФ Андрей Черезов сообщил РИА Новости, что испытания работы энергосистемы Калининградской области в изолированном режиме запланированы на май.

Все по плану

Действительно, Россия принимает меры для того, чтобы выход балтийских стран из БРЭЛЛ не отразился на энергетической безопасности Калининградского региона, говорит эксперт Финансового университета при правительстве РФ, ведущий специалист Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович: "Собственно, и президент заявлял о нашей готовности к тому, что Калининград будет существовать отдельно от Прибалтики". 

"Что до выхода из БРЭЛЛ, тут все идет по намеченному плану. Нынешняя единая система Балтии с Россией символизирует общее с нами пространство, и эти страны хотят уходить от такого положения вещей. При этом они не хотят прекращения российского транзита грузов через их порты, например", - сказал эксперт ФБА "Экономика сегодня".

Компенсация за счет потребителей

То, что балтийские страны получают деньги от Евросоюза на этот проект, с одной стороны, успех для них, с другой, надо понимать, что фонды ЕС не бездонны и финансирование неизбежно будет сокращаться. То есть средства на выход из БРЭЛЛ, подчеркнул Митрахович, не означают помощи Литве, Латвии и Эстонии в развитии инфраструктуры энергосистемы, финансирования новых важных энергопроектов. 

"Не думаю, что та же Литва, например, сильно от вложений Евросоюза выиграет, напротив, какие-то деньги придется вложить самостоятельно, а компенсировать эти расходы Вильнюс будет вынужден с помощью тарифов. В итоге за эти расходы на объединение с европейской энергосистемой заплатит потребитель - или по повышенным тарифам, или через налоги", - пояснил эксперт.

Литва может умерить пыл борьбы с БелАЭС

Может ли выход балтийских стран из БРЭЛЛ усилить давление на проект строительства Белорусской АЭС, вызывающий активное сопротивление Литвы?

"БелАЭС не радует Брюссель, но для Евросоюза не является катастрофическим проектом. Тем более что внутри ЕС существуют разные подходы к атомной энергетике. Если Германия закрывает станции, то Франция, наоборот, открывает. Кстати, по некоторым данным, ряд соседних стран, та же Латвия, не испытывает категорического негатива по отношению к Белорусской АЭС. И не исключено, что под давлением соседей позиция Литвы может измениться", - сказал Станислав Митрахович.  

Выход из БРЭЛЛ не означает и прекращения закупок электроэнергии у России. Об этом сказал глава российского Минэнерго Александр Новак после переговоров с вице-президентом ЕК по энергетическому союзу Марошем Шефчовичем. 

"...Обсудили в том числе и то, что коммерческая составляющая должна остаться. Те перетоки, которые сегодня осуществляются из Российской Федерации в прибалтийские страны, — это и мощность, и электроэнергия, которая позволяет нам обеспечивать экспорт электроэнергии в эти страны", — сказал Новак, назвав "нецелесообразным" выход стран Балтии из общей системы: "Это увеличивает издержки в первую очередь в прибалтийских странах".

Автор: Игорь Скрыпач 

Источник: Экономика сегодня, 24.01.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики