Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Почему выход Прибалтики из БРЭЛЛ может разорить жителей Эстонии, Латвии и Литвы

Почему выход Прибалтики из БРЭЛЛ может разорить жителей Эстонии, Латвии и Литвы

Страны Прибалтики получат от Евросоюза 323 млн евро на финансирование первого этапа выхода из энергокольца БРЭЛЛ. Эстония получит более 40% финансирования. Почему переход на европейские энергосети может дорого обойтись эстоноземельцам – в материале Baltnews.ee.

Координационный комитет финансирования европейских инфраструктурных сетей решил удовлетворить ходатайство эстонского электросетевого госпредприятия Elering о софинансировании на сумму 141 млн евро первого этапа синхронизации электросистемы Эстонии с частотами Европы. 

На первом этапе проекта синхронизации Эстония планирует инвестировать почти 188 млн евро, при этом субсидии CEF как раз покрывают 75% от планируемых расходов. Остальные 47 млн евро покроет сама Elering.

"Решение CEF демонстрирует весомость проекта синхронизации для энергобезопасности ЕС и качество поданного ходатайства о финансировании. 75% – это высший уровень возможной меры субсидии", – цитирует пресс-служба председателя правления Elering Таави Вескимяги.

Доля Литвы составит 125 млн евро, Латвии – соответственно 57 млн евро. В целом же Европейская комиссия выделила странам Прибалтике 323 млн евро. Таким образом, Евросоюз взял на себя 75% финансирования проекта. В целом же стоимость первого этапа проекта по синхронизации сетей стран Прибалтики составляет 432,5 млн евро. Все работы оцениваются в сумму в 1,5 млрд евро.

В июне 2018 года страны Прибалтики, Польша и Еврокомиссия подписали в Брюсселе политическое соглашение о синхронизации электросетей Эстонии, Латвии и Литвы с сетями континентальной Европы. До 2025 года Прибалтика должна будет окончательно выйти из энергокольца БРЭЛЛ.

Расплачиваться придется простым гражданам

Большинство экспертов уверены, что выход Эстонии, Латвии и Литвы – это, прежде всего, политический проект, направленный на снижение зависимости от российской и белорусской энергетики. С экономической же точки зрения им было бы выгоднее оставить все как есть, поскольку затраты на электроэнергию в России и Белоруссии значительно ниже, чем в Европе.

"Диверсификация – это приобретение нового поставщика при сохранении старого, от которого вы будете теперь меньше зависеть. Прибалтика же полностью отказывается от старых поставщиков и "привязывается" к новым. Большой вопрос: от кого лучше зависеть? От Белоруссии и России или от Европы? С точки зрения экономики, конечно, первый вариант более приемлем: в России и Белоруссии ˂…˃ цены ниже", – уверен ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

Выход из БРЭЛЛ чреват денежными потерями, и расплачиваться за это придется эстонским налогоплательщикам.

"Коммерческие доводы не принимаются во внимание руководством прибалтийских стран, хотя отключение от БРЭЛЛ приведет к значительным издержкам. Повышение энерготарифов не только ударит по карману населения, но и затормозит рост экономики", – считает руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник

Президент Российской ассоциации прибалтийских исследований Николай Межевич полагает, что в любом случае все расходы придется покрывать простому населению.

"Все затраты на внутреннюю энергетическую инфраструктуру и на соединение Эстонии и Латвии, естественно, лягут на плечи потребителей, поскольку никаких альтернативных вариантов вообще-то не существует нигде. В конечном счете все расходы оплачивают потребители", – уверен эксперт. 

Источник: Baltnews.ee, 24.01.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики