Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Почему выход Прибалтики из БРЭЛЛ может разорить жителей Эстонии, Латвии и Литвы

Почему выход Прибалтики из БРЭЛЛ может разорить жителей Эстонии, Латвии и Литвы

Страны Прибалтики получат от Евросоюза 323 млн евро на финансирование первого этапа выхода из энергокольца БРЭЛЛ. Эстония получит более 40% финансирования. Почему переход на европейские энергосети может дорого обойтись эстоноземельцам – в материале Baltnews.ee.

Координационный комитет финансирования европейских инфраструктурных сетей решил удовлетворить ходатайство эстонского электросетевого госпредприятия Elering о софинансировании на сумму 141 млн евро первого этапа синхронизации электросистемы Эстонии с частотами Европы. 

На первом этапе проекта синхронизации Эстония планирует инвестировать почти 188 млн евро, при этом субсидии CEF как раз покрывают 75% от планируемых расходов. Остальные 47 млн евро покроет сама Elering.

"Решение CEF демонстрирует весомость проекта синхронизации для энергобезопасности ЕС и качество поданного ходатайства о финансировании. 75% – это высший уровень возможной меры субсидии", – цитирует пресс-служба председателя правления Elering Таави Вескимяги.

Доля Литвы составит 125 млн евро, Латвии – соответственно 57 млн евро. В целом же Европейская комиссия выделила странам Прибалтике 323 млн евро. Таким образом, Евросоюз взял на себя 75% финансирования проекта. В целом же стоимость первого этапа проекта по синхронизации сетей стран Прибалтики составляет 432,5 млн евро. Все работы оцениваются в сумму в 1,5 млрд евро.

В июне 2018 года страны Прибалтики, Польша и Еврокомиссия подписали в Брюсселе политическое соглашение о синхронизации электросетей Эстонии, Латвии и Литвы с сетями континентальной Европы. До 2025 года Прибалтика должна будет окончательно выйти из энергокольца БРЭЛЛ.

Расплачиваться придется простым гражданам

Большинство экспертов уверены, что выход Эстонии, Латвии и Литвы – это, прежде всего, политический проект, направленный на снижение зависимости от российской и белорусской энергетики. С экономической же точки зрения им было бы выгоднее оставить все как есть, поскольку затраты на электроэнергию в России и Белоруссии значительно ниже, чем в Европе.

"Диверсификация – это приобретение нового поставщика при сохранении старого, от которого вы будете теперь меньше зависеть. Прибалтика же полностью отказывается от старых поставщиков и "привязывается" к новым. Большой вопрос: от кого лучше зависеть? От Белоруссии и России или от Европы? С точки зрения экономики, конечно, первый вариант более приемлем: в России и Белоруссии ˂…˃ цены ниже", – уверен ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

Выход из БРЭЛЛ чреват денежными потерями, и расплачиваться за это придется эстонским налогоплательщикам.

"Коммерческие доводы не принимаются во внимание руководством прибалтийских стран, хотя отключение от БРЭЛЛ приведет к значительным издержкам. Повышение энерготарифов не только ударит по карману населения, но и затормозит рост экономики", – считает руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник

Президент Российской ассоциации прибалтийских исследований Николай Межевич полагает, что в любом случае все расходы придется покрывать простому населению.

"Все затраты на внутреннюю энергетическую инфраструктуру и на соединение Эстонии и Латвии, естественно, лягут на плечи потребителей, поскольку никаких альтернативных вариантов вообще-то не существует нигде. В конечном счете все расходы оплачивают потребители", – уверен эксперт. 

Источник: Baltnews.ee, 24.01.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики