Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Почему выход Прибалтики из БРЭЛЛ может разорить жителей Эстонии, Латвии и Литвы

Почему выход Прибалтики из БРЭЛЛ может разорить жителей Эстонии, Латвии и Литвы

Страны Прибалтики получат от Евросоюза 323 млн евро на финансирование первого этапа выхода из энергокольца БРЭЛЛ. Эстония получит более 40% финансирования. Почему переход на европейские энергосети может дорого обойтись эстоноземельцам – в материале Baltnews.ee.

Координационный комитет финансирования европейских инфраструктурных сетей решил удовлетворить ходатайство эстонского электросетевого госпредприятия Elering о софинансировании на сумму 141 млн евро первого этапа синхронизации электросистемы Эстонии с частотами Европы. 

На первом этапе проекта синхронизации Эстония планирует инвестировать почти 188 млн евро, при этом субсидии CEF как раз покрывают 75% от планируемых расходов. Остальные 47 млн евро покроет сама Elering.

"Решение CEF демонстрирует весомость проекта синхронизации для энергобезопасности ЕС и качество поданного ходатайства о финансировании. 75% – это высший уровень возможной меры субсидии", – цитирует пресс-служба председателя правления Elering Таави Вескимяги.

Доля Литвы составит 125 млн евро, Латвии – соответственно 57 млн евро. В целом же Европейская комиссия выделила странам Прибалтике 323 млн евро. Таким образом, Евросоюз взял на себя 75% финансирования проекта. В целом же стоимость первого этапа проекта по синхронизации сетей стран Прибалтики составляет 432,5 млн евро. Все работы оцениваются в сумму в 1,5 млрд евро.

В июне 2018 года страны Прибалтики, Польша и Еврокомиссия подписали в Брюсселе политическое соглашение о синхронизации электросетей Эстонии, Латвии и Литвы с сетями континентальной Европы. До 2025 года Прибалтика должна будет окончательно выйти из энергокольца БРЭЛЛ.

Расплачиваться придется простым гражданам

Большинство экспертов уверены, что выход Эстонии, Латвии и Литвы – это, прежде всего, политический проект, направленный на снижение зависимости от российской и белорусской энергетики. С экономической же точки зрения им было бы выгоднее оставить все как есть, поскольку затраты на электроэнергию в России и Белоруссии значительно ниже, чем в Европе.

"Диверсификация – это приобретение нового поставщика при сохранении старого, от которого вы будете теперь меньше зависеть. Прибалтика же полностью отказывается от старых поставщиков и "привязывается" к новым. Большой вопрос: от кого лучше зависеть? От Белоруссии и России или от Европы? С точки зрения экономики, конечно, первый вариант более приемлем: в России и Белоруссии ˂…˃ цены ниже", – уверен ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

Выход из БРЭЛЛ чреват денежными потерями, и расплачиваться за это придется эстонским налогоплательщикам.

"Коммерческие доводы не принимаются во внимание руководством прибалтийских стран, хотя отключение от БРЭЛЛ приведет к значительным издержкам. Повышение энерготарифов не только ударит по карману населения, но и затормозит рост экономики", – считает руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник

Президент Российской ассоциации прибалтийских исследований Николай Межевич полагает, что в любом случае все расходы придется покрывать простому населению.

"Все затраты на внутреннюю энергетическую инфраструктуру и на соединение Эстонии и Латвии, естественно, лягут на плечи потребителей, поскольку никаких альтернативных вариантов вообще-то не существует нигде. В конечном счете все расходы оплачивают потребители", – уверен эксперт. 

Источник: Baltnews.ee, 24.01.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики