Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Попытка № 2: Болгария умеряет аппетиты заработать на «Турецком потоке»

Попытка № 2: Болгария умеряет аппетиты заработать на «Турецком потоке»

В Болгарии объявили о втором раунде и новых условиях конкурса на бронирование газотранспортной инфраструктуры страны для подачи газа из «Турецкого потока» в Сербию. «Булгартрансгаз» увеличил срок бронирования и снизил предлагаемые тарифы на транспортировку, так как в первом раунде потенциальные клиенты не пошли на условия болгарского оператора газотранспортной системы и контрактов подписано не было.

«Четыре кандидата зарегистрировались до 11 января и три из них подали в установленный срок 15−16 января свои предложения. В результате, условия экономического теста не были выполнены. Поэтому начинается вторая фаза экономического теста», — говорится в официальных материалах оператора газотранспортной системы Болгарии. В «Булгартрансгазе» сообщили, что изменили срок бронирования с 15 до 20 лет и тарифы на транзит.

Судя по новым данным компании, они снизились на 3,65%. Первоначальные составляли $ 2,3 за транзит тысячи кубометров каждые 100 километров, что было дороже «Северного потока» ($ 2,1) и даже новых тарифов на транзит газа через Украину ($ 2,64). Теперь предлагаемая цена за транспортировку газа составляет $ 2,21.

Конкурс на бронирование мощностей должен завершиться в конце следующей недели, 31 января. А результаты «Булгартрансгаз» планирует объявить участникам 5 февраля. При этом в случае провала второго раунда оператор болгарской ГТС может устроить еще и третий раунд конкурса с новыми предложениями.

«Очевидно, они с самого начала завысили размер маржи, чтобы в ходе торгов получить реально необходимый для реализации проекта тариф», — полагает заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач. — «Газпром», как ключевого потенциального покупателя мощностей, не устраивал размер нормы доходности от инвестиций, заложенный в тариф. Теперь он несколько снизится и, вероятно, станет более обоснованным и соответствующим практике. Но окончательно покажет только сам аукцион".

Как известно, «Газпром» планирует запустить «Турецкий поток» до конца этого года, когда закончится российско-украинский газовый контракт. Поэтому сжатые сроки проведения конкурса связаны с тем, что «Булгартрансгазу» необходимо до 1 января 2020 года построить и ввести в эксплуатацию большую часть инфраструктуры, которая позволит транспортировать российский газ из Турции в Сербию. Она будет построена на средства, полученные за бронирование. В конце декабря болгарский оператор объявил тендер на строительство самого длинного участка будущей инфраструктуры протяженностью 474 километра к границе с Сербией. Его стоимость оценивается в $ 1,3 млрд, а результаты тендера станут известны в середине февраля.

Как уже сообщало EADaily, «Газпром» выбрал болгарский вариант пути «Турецкого потока». «Булгартрансгаз» проводит аукцион на закупку мощностей для развития и расширения болгарской газовой инфраструктуры и в документах к аукциону прямо говорится, что входная точка «Странджа2/Малкочлар» — точка, в которой будут соединяться газотранспортная система Болгарии и сухопутное продолжение «Турецкого потока». Через нее в Болгарию технически можно подавать до 20 млрд кубометров. При этом соединительный отрезок газопровода в 11 километров на границе уже построен. Он подключен к действующей 155-километровой системе до ГРС «Нова Провадия» на востоке Болгарии. А вот от нее еще необходимо построить газопровод через всю страну протяженностью 484 километра до границы с Сербией — болгарского городка Кирево. Так же «Булгартрансгаза» планирует построить еще две компрессорные станции. Все работы обойдутся болгарской стороне в $ 1,6 млрд. В первой фазе она проводила аукцион по бронированию мощностей из Турции в Болгарию на 15 лет. Сейчас — на 20 лет. Объем — 17,5 млрд кубометров газа ежегодно. На выход из Болгарии в Сербию болгарская компания выставила на аукцион около 4 млрд кубометров в 2020 году и более 12 млрд кубометров с 2021 года. Таким образом, на разнице мощностей становится понятно, что теперь весь российский транзит в Болгарию (и Грецию) в обход Украины начнется с 2020 года, а полномасштабный транзит в Европу через Сербию — не ранее, чем в 2021 году. При этом используется совершенно новая схема организации поставок, когда за строительство и транзит будут отвечать уже только местные операторы без какого-либо участия российской стороны.

Напомним, что вчера, 23 января, после переговоров с лидером Турции Реджепом Эрдоганом президент России Владимир Путин высказал надежду, что сухопутная часть «Турецкого потока» будет строиться также быстро, как и морская. «Рассчитываем, что работы по укладке сухопутной части будут вестись такими же ударными темпами с тем, чтобы запустить газопровод, как и намечено, до конца текущего года», — заявил Владимир Путин. До этого, в ноябре прошлого года, российский лидер принял участие в торжественной церемонии окончания строительства морской части «Турецкого потока», которая прошла в Стамбуле. Первая нитка мощностью 15,75 млрд кубометров предназначена в основном для Турции, а вторая, такой же мощности, — для стран Европы. До последнего времени существовало два варианта поставки газа по «Турецкому потоку» в ЕС — через Грецию или Болгарию. «Турецкий поток», который планируется запустить в конце 2019 года, сможет полностью заменить балканский маршрут транспортировки газа из России, который проходит через Украину. По данным «Укртрансгаза», в прошлом году по нему транспортировали 20 млрд кубометров. Судя по контрактным тарифам, они принесли оператору украинской газотранспортной системы более $ 500 млн. После запуска «Турецкого потока» Украина лишится их, так как балканское направление станет ненужным.

Источник: EADaily, 24.01.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики