Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Попытка № 2: Болгария умеряет аппетиты заработать на «Турецком потоке»

Попытка № 2: Болгария умеряет аппетиты заработать на «Турецком потоке»

В Болгарии объявили о втором раунде и новых условиях конкурса на бронирование газотранспортной инфраструктуры страны для подачи газа из «Турецкого потока» в Сербию. «Булгартрансгаз» увеличил срок бронирования и снизил предлагаемые тарифы на транспортировку, так как в первом раунде потенциальные клиенты не пошли на условия болгарского оператора газотранспортной системы и контрактов подписано не было.

«Четыре кандидата зарегистрировались до 11 января и три из них подали в установленный срок 15−16 января свои предложения. В результате, условия экономического теста не были выполнены. Поэтому начинается вторая фаза экономического теста», — говорится в официальных материалах оператора газотранспортной системы Болгарии. В «Булгартрансгазе» сообщили, что изменили срок бронирования с 15 до 20 лет и тарифы на транзит.

Судя по новым данным компании, они снизились на 3,65%. Первоначальные составляли $ 2,3 за транзит тысячи кубометров каждые 100 километров, что было дороже «Северного потока» ($ 2,1) и даже новых тарифов на транзит газа через Украину ($ 2,64). Теперь предлагаемая цена за транспортировку газа составляет $ 2,21.

Конкурс на бронирование мощностей должен завершиться в конце следующей недели, 31 января. А результаты «Булгартрансгаз» планирует объявить участникам 5 февраля. При этом в случае провала второго раунда оператор болгарской ГТС может устроить еще и третий раунд конкурса с новыми предложениями.

«Очевидно, они с самого начала завысили размер маржи, чтобы в ходе торгов получить реально необходимый для реализации проекта тариф», — полагает заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач. — «Газпром», как ключевого потенциального покупателя мощностей, не устраивал размер нормы доходности от инвестиций, заложенный в тариф. Теперь он несколько снизится и, вероятно, станет более обоснованным и соответствующим практике. Но окончательно покажет только сам аукцион".

Как известно, «Газпром» планирует запустить «Турецкий поток» до конца этого года, когда закончится российско-украинский газовый контракт. Поэтому сжатые сроки проведения конкурса связаны с тем, что «Булгартрансгазу» необходимо до 1 января 2020 года построить и ввести в эксплуатацию большую часть инфраструктуры, которая позволит транспортировать российский газ из Турции в Сербию. Она будет построена на средства, полученные за бронирование. В конце декабря болгарский оператор объявил тендер на строительство самого длинного участка будущей инфраструктуры протяженностью 474 километра к границе с Сербией. Его стоимость оценивается в $ 1,3 млрд, а результаты тендера станут известны в середине февраля.

Как уже сообщало EADaily, «Газпром» выбрал болгарский вариант пути «Турецкого потока». «Булгартрансгаз» проводит аукцион на закупку мощностей для развития и расширения болгарской газовой инфраструктуры и в документах к аукциону прямо говорится, что входная точка «Странджа2/Малкочлар» — точка, в которой будут соединяться газотранспортная система Болгарии и сухопутное продолжение «Турецкого потока». Через нее в Болгарию технически можно подавать до 20 млрд кубометров. При этом соединительный отрезок газопровода в 11 километров на границе уже построен. Он подключен к действующей 155-километровой системе до ГРС «Нова Провадия» на востоке Болгарии. А вот от нее еще необходимо построить газопровод через всю страну протяженностью 484 километра до границы с Сербией — болгарского городка Кирево. Так же «Булгартрансгаза» планирует построить еще две компрессорные станции. Все работы обойдутся болгарской стороне в $ 1,6 млрд. В первой фазе она проводила аукцион по бронированию мощностей из Турции в Болгарию на 15 лет. Сейчас — на 20 лет. Объем — 17,5 млрд кубометров газа ежегодно. На выход из Болгарии в Сербию болгарская компания выставила на аукцион около 4 млрд кубометров в 2020 году и более 12 млрд кубометров с 2021 года. Таким образом, на разнице мощностей становится понятно, что теперь весь российский транзит в Болгарию (и Грецию) в обход Украины начнется с 2020 года, а полномасштабный транзит в Европу через Сербию — не ранее, чем в 2021 году. При этом используется совершенно новая схема организации поставок, когда за строительство и транзит будут отвечать уже только местные операторы без какого-либо участия российской стороны.

Напомним, что вчера, 23 января, после переговоров с лидером Турции Реджепом Эрдоганом президент России Владимир Путин высказал надежду, что сухопутная часть «Турецкого потока» будет строиться также быстро, как и морская. «Рассчитываем, что работы по укладке сухопутной части будут вестись такими же ударными темпами с тем, чтобы запустить газопровод, как и намечено, до конца текущего года», — заявил Владимир Путин. До этого, в ноябре прошлого года, российский лидер принял участие в торжественной церемонии окончания строительства морской части «Турецкого потока», которая прошла в Стамбуле. Первая нитка мощностью 15,75 млрд кубометров предназначена в основном для Турции, а вторая, такой же мощности, — для стран Европы. До последнего времени существовало два варианта поставки газа по «Турецкому потоку» в ЕС — через Грецию или Болгарию. «Турецкий поток», который планируется запустить в конце 2019 года, сможет полностью заменить балканский маршрут транспортировки газа из России, который проходит через Украину. По данным «Укртрансгаза», в прошлом году по нему транспортировали 20 млрд кубометров. Судя по контрактным тарифам, они принесли оператору украинской газотранспортной системы более $ 500 млн. После запуска «Турецкого потока» Украина лишится их, так как балканское направление станет ненужным.

Источник: EADaily, 24.01.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики